Совершенствование и развитие сферы услуг в системе жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь
Развитие сферы жилищно-коммунальных услуг состоит в создании для граждан комфортных условий проживания, повышении качества содержания и обслуживания жилищного фонда, обеспечении населения комплексом коммунальных услуг в соответствии с социальными стандартами и по доступной цене.
Рабочей группы, созданной по распоряжению Президента Республики Беларусь для изучения проблемных вопросов в ЖКХ, подготовлен проект Указа Президента Республики Беларусь «О мерах по совершенствованию работы жилищно-коммунального хозяйства».
Согласно проекту Указа Президента Республики Беларусь «О мерах по совершенствованию работы жилищно-коммунального хозяйства:
— в целях совершенствования оказываемых жилищно-коммунальных услуг предусматривается обязательное прохождение аттестации всеми организациями жилищно-коммунального хозяйства, организациями, основным видом деятельности которых является эксплуатация жилфонда и предоставление жилищно-коммунальных услуг.
При прохождении аттестации будут предъявляться следующие требования:
— наличие соответствующего оборудования;
— прохождение руководителем и отдельными специалистами данных организаций специальных квалификационных экзаменов с выдачей аттестата, подтверждающего их квалификацию;
— соответствующее количество работников, достаточное для своевременного и качественного оказания жилищно-коммунальных услуг.
Бонусом при прохождении аттестации будет также являться наличие сертификата СТБ ISO 9001
В целях усиления ответственности граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах, в настоящее время обсуждается вопрос о наделении должностных лиц органов внутренних дел полномочиями на составление протоколов за совершение действий, создающих вибрацию и шум, нарушение покоя граждан, проживающих в многоквартирном доме, в ночное время.
При этом также предлагается делегировать данным должностным лицам право привлекать нарушителей к административной ответственности на месте, без рассмотрения протокола судом. За данное правонарушение установлен штраф в размере до 30 базовых величин.
Кроме того, целесообразным является привлечение к ответственности за шум непосредственно собственников и нанимателей квартир в многоквартирном доме, независимо от того, кто причиняет неудобства соседям (родственники, друзья и т.д.).
Большое внимание в настоящее время уделяется институту арендного жилья, в том числе как развитию данного жилищного фонда, так и его обслуживанию.
1 апреля 2014 года вступил в силу Указ Президента РБ от 16.12.2013 № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений» (далее — Указ). Нормы Указа направлены на развитие фонда жилых помещений коммерческого использования государственного жилищного фонда (арендного жилья).
Указом определены категории граждан, имеющих первоочередное право на предоставление жилых помещений коммерческого использования на период трудовых (служебных) отношений (не более 40% от всего количества свободных жилых помещений коммерческого использования. В настоящее время к ним относятся граждане, не имеющие жилых помещений в собственности (долей в праве собственности на жилые
помещения) и (или) во владении и пользовании в населенном пункте по месту работы (службы), из числа:
• судей, прокурорских работников;
• молодых специалистов;
• военнослужащих (10%);
• работников при назначении на должность в случае их переезда из другого населенного пункта при условии, что из числа работников в данном населенном пункте для занятия вакансии нет равноценной замены;
• ученых, профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования, работников организаций культуры.
Оставшиеся 60 % жилых помещений коммерческого использования либо невостребованные жилые помещения из числа предназначенных для первоочередного предоставления гражданам распределяются в общем порядке — гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из даты постановки на такой учет. При отсутствии граждан, состоящих на учете, жилые помещения коммерческого использования предоставляются гражданам, не нуждающимся в улучшении жилищных условий, по дате подачи заявления о предоставлении жилого помещения.
Заявления о предоставлении жилых помещений коммерческого использования принимаются на основании информации о наличии таких жилых помещений, размещенной на официальных сайтах местных исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения этих жилых помещений.
Информация о наличии жилых помещений коммерческого использования должна содержать сведения о:
— месте нахождения жилых помещений коммерческого использования;
— количественном и качественном составе этих жилых помещений;
— характеристике жилых помещений;
— уровне благоустройства жилых помещений;
— размере платы за пользование жилым помещением коммерческого использования;
— сроке обращения за предоставлением данных жилых помещений.
Также урегулирован порядок определения платы за пользование жилыми помещениями коммерческого использования.
В отношении жилых помещений коммерческого использования размер платы за пользование в настоящее время определяется исходя из размера базовой ставки платы, установленной Советом Министров РБ (0,2 базовой величины) с применением коэффициентов, определяемых облисполкомами и Минским горисполкомом в зависимости от степени благоустройства и места нахождения жилых помещений.
В отношении жилых помещений, включенных в соответствии с положениями Указа в состав жилых помещений коммерческого использования из числа служебных, специальных служебных и отдельных видов специальных жилых помещений (до 1 апреля 2014 г.), а также жилых помещений государственного жилищного фонда, занимаемых гражданами по договорам найма жилого помещения государственного жилищного фонда (до 1 июля 2016 г.), размер платы за пользование жилыми помещениями коммерческого использования устанавливается с учетом понижающих коэффициентов. Такие коэффициенты установлены в настоящее время по республике в размере 0,1, для г.Минска — 0,2.
Договор найма жилого помещения коммерческого использования заключается: при наличии трудовых (служебных) отношений – только на период таких отношений. А вот в случае предоставления в общем порядке гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или не состоящим на таком учете, договор заключается на
срок до 5 лет и при надлежащем соблюдении условий договора найма наниматель сможет пользоваться коммерческим жильем практически бессрочно, поскольку договор подлежит продлению на новый срок. Кроме того, в отношении данного вида жилых помещений распространяются положения Жилищного кодекса Республики Беларусь, касающиеся переоформления, изменения договора найма жилого помещения.
На 1 июня 2014 года в республике насчитывалось 26 532 жилых помещений коммерческого использования, из которых 1 835 квартир – новое построенное жилье, 2 635 квартир – освобожденный вторичный жилфонд, 22 062 квартиры – заселенные жилые помещения, включенные в разряд жилых помещений коммерческого использования.
Учитывая, что средства, полученные от сдачи жилых помещений коммерческого использования, будут направляться на строительство, реконструкцию жилых домов под жилые помещения коммерческого использования, государственный жилищный фонд для целей сдачи по договорам найма жилых помещений коммерческого использования постоянно будет увеличиваться. Развитие такого фонда окажет помощь гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий десятилетиями, без ущерба снимать у государства жилье и при этом осуществлять меры по улучшению своих жилищных условий.
Постановлением Правительства № 1234 от 15 сентября 2011 г. утверждена Государственная программа «Чистая вода» на 2011 – 2015 годы, в которой основным направлением определено обеспечение населения республики централизованным водоснабжением с питьевой водой нормативного качества.
К 2016 году планируется достичь обеспечения не менее 98 процентов населения областных и районных центров, городов областного подчинения и поселков городского типа централизованным водоснабжением с питьевой водой нормативного качества, а также обеспечения не менее 80 процентов населения агрогородков централизованным водоснабжением.
Облисполкомы и Минский горисполком будут реализовывать соответствующие территориальные программы «Чистая вода», в которые включены конкретные объекты строительства и реконструкции.
Также программой «Чистая вода» запланирована реализация первого этапа перевода г.Минска на водоснабжение из подземных источников, что позволит заменить 31% подаваемой потребителям поверхностной воды на артезианскую.
В целях повышения эффективности обслуживания жилищного фонда предлагается осуществлять организациями ЖКХ технического обслуживания жилищного фонда специалистами по комплексному обслуживанию и эксплуатации многоквартирных жилых домов (хаус-мастерами).
Обслуживание конкретных закрепленных за одним специалистом жилых домов позволит повысить степень ответственности на вверенном участке работы, осуществлять постоянный мониторинг жилфонда, своевременно выявлять неисправности и оперативно их устранять, что приведет к обслуживанию жилфонда на боле высоком качественном уровне.
К концу года планируется доведение обслуживания не менее 50% жилищного фонда в областных центрах и 80% в г. Минске специалистами по комплексному обслуживанию и эксплуатации жилых домов.
Планируется пересмотреть перечень работ, входящих в техническое обслуживание, и периодичность их выполнения.
Для улучшения технического состояния жилищного фонда планируется наращивание объемов капитального ремонта к 2016 г. не менее чем в 2 раза и доведением объемов до 3,0 млн.кв.м. в год, что предусмотрено Программой развития жилищно-коммунального
хозяйства до 2015 года.
С целью сокращения сроков проведения работ, необходимо в титульные списка капитального ремонта включать объекты полностью обеспеченные финансированием.
В целях повышения качества выполняемых работ, соблюдения технологии их производства, исключения возможности отступления от разработанной проектно-сметной документации, с текущего года предусмотрена обязательная государственная регистрация объектов капитального ремонта и получение разрешений на производство строительно-монтажных работ, что обеспечивает контроль органами государственного строительного надзора за каждым объектом капитального ремонта.
В целях повышения прозрачности оказываемой жилищно-коммунальной услуги по текущему ремонту Минжилкомхозом четко определены какие работы по текущему ремонту жилого дома выполняются за счет того или иного источника финансирования.
Так за счет средств населения выполняется ремонт подъездов жилых домов.
Организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда, проводятся обследования конструктивных элементов и инженерных систем жилых домов в целях определения их технического состояния.
При установлении дефектов, подлежащих устранению, составляется дефектный акт и смета на выполнение работ.
Принимая во внимание то, что текущий ремонт является жилищно-коммунальной услугой, а в соответствии со статьей 13 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», жилищно-коммунальные услуги оказываются на основании соответствующего договора на оказание жилищно-коммунальных услуг, организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда проводится работа по предложению гражданам заключения такого договора.
Далее выполняется ремонт подъезда.
Приемка выполненных работ и условия внесения платы за текущий ремонт определяются договором по соглашению сторон
Пунктом 5 статьи 29 Жилищного кодекса определено, что отказ от заключения договора на оказание основных жилищно-коммунальных услуг не освобождает население от внесения платы за фактически оказанные основные жилищно-коммунальные услуги.
Таким образом, в случае необходимости выполнения ремонтных работ в подъезде, вызванных техническим состоянием конструктивных элементов текущий ремонт будет выполнен, и заплатить за него придется, даже если договор не был заключен.
Статьей 166 Жилищного кодекса определено, что участник совместного домовладения обязан нести расходы по эксплуатации общего имущества. Взыскание задолженности по указанным расходам производится на основании исполнительных надписей нотариусов, а при наличии спора — в судебном порядке.
В соответствии с п.23 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 года № 571, плата за текущий ремонт в жилых домах вносится в соответствии с договорами на оказание услуг по текущему ремонту, заключенными между плательщиками жилищно-коммунальных услуг и исполнителем. В договорах на оказание услуг по текущему ремонту указываются виды работ, их стоимость и сроки проведения.
Размер платы за текущий ремонт исчисляется исходя из сметной стоимости, определенной в договорах на оказание услуг по текущему ремонту, в доле, соразмерной общей площади жилых и (или) нежилых помещений, принадлежащих и (или) занимаемых плательщиками жилищно-коммунальных услуг.
Информация представлена Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь