Электронное здравоохранение как фактор повышения качества и доступности медицинского обслуживания населения

Введение


Сегодня электронное здравоохранение открывает уникальную возможность для развития общественного здравоохранения и является глобальным явлением. 


В мае 2005 г. Пятьдесят восьмая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения приняла резолюцию WHA58.28 по электронному здравоохранению (eHealth). С того времени информационные и коммуникационные технологии заняли центральное место в обеспечении безопасности здоровья, оказании медико-санитарных услуг и преобразовании систем здравоохранения в мире.


Информатизация оказывает непосредственное влияние на прогресс в здравоохранении, как в направлении развития самой службы, так и контроля за состоянием здоровья ее пациентов. Современные информационно-коммуникационные технологии изменяют технологию работы медицинских служб различного профиля и поднимают ее на качественно новый уровень, в том числе позволяют внедрить в медицинскую практику дифференцированные методы выявления, диагностики, лечения и прогноза многочисленных заболеваний. К высокоэффективным технологиям, способным оказать позитивное комплексное воздействие на клинические, образовательные, научные и управленческие аспекты деятельности системы здравоохранения и обладающими высоким медицинским, социальным и экономическим потенциалом, относится и телемедицина.


В настоящее время многие страны (по последним оценкам ВОЗ более 60%) разрабатывают (разработали) и реализуют свои собственные стратегии в области электронного здравоохранения. В США, Канаде и  странах ЕС национальные программы информатизации здравоохранения реализуются уже более пяти лет.


В 2012 г. ВОЗ и Международный союз электросвязи совместно выпустили Методическое руководство по национальной стратегии в области электронного здравоохранения в качестве ресурса в помощь государствам–членам. Оно предоставляет правительствам стран методику разработки и реализации национальной концепции электронного здравоохранения, плана действий и системы мониторинга с учетом национальных условий и приоритетов и исходя из имеющегося потенциала.


По словам Генерального секретаря Международного союза электросвязи Хамадуна Туре, при населении мира с численностью, недавно перевалившей за 7 миллиардов человек, цифровые системы не только жизненно необходимы, но и просто неизбежны для здравоохранения. «Информационная и коммуникационная технология будет играть ключевую роль в оказании медико-санитарной помощи в будущем как в развивающихся, так и в развитых странах, – говорит Туре. – В развитом мире движущей силой является старение населения. В развивающемся мире – быстро растущее молодое население».


Сегодня приставка «e», символизирующая «электронное здравоохранение», стала присутствовать во всех стратегических планах по совершенствованию медицинских услуг, предоставляемых гражданам экономически развитых стран. Европейский рынок электронных услуг в области здравоохранения сегодня оценивается примерно в 20 млрд евро, и еще столько же приходится на электронную фармацевтику (общий годовой объем фармацевтического рынка в Европе около 205 млрд евро).


 


1.  Текущее состояние eHealth в мире и примеры аналогичных проектов


В целом, можно отметить, что страны ЕС, США и Канады опережают страны СНГ в плане развития электронного здравоохранения. Сегодня в данных странах вопросы создания полноценных клинических информационных систем, работающих в комплексе с лабораторными и радиологическими информационными системами, уже не являются столь актуальными. Наиболее обсуждаемыми тенденциями в настоящий момент являются: использование облачных технологий и возможностей web-сервисов, дистанционное взаимодействие врача и пациента(TeleHealth) посредством самых разнообразных технических и программных средств: социальные сети, Skype, КПК, интернет-планшеты и т.п. (в целом это рассматривается как мобильное здравоохранение — mHealth), но при этом ключевой тенденцией в области медицинских информационных технологий — интеграция в здравоохранении (Connected Health).


Не случайно центральным элементом концепции e-Health во многих странах Европы стала интегрированная электронная медкарта (ИЭМК), куда из распределенных баз данных передается информация, оформленная в виде структурированных электронных медицинских документов (СЭМД). Самым известным проектом по трансграничной передаче информации о пациенте и электронных рецептов является завершающийся в 2014 году европейский epSOS, преемником которого должен стать проект Trillium Bridge.


Как было отмечено выше, в настоящее время многие страны реализуют программы по созданию единого информационного пространства в сферах здравоохранения и социального развития.


Например, в Великобритании реализуется программа NHS Connecting for Health с общим объемом инвестиций до 2015 года порядка 25 млрд. долл. США при численности населения примерно 60,5 млн.человек. Аналогичные программы выполняются во всех странах Организации экономического сотрудничества и развития (30 стран).


В Европе, помимо национальных программ, реализуется единая программа Европейского Союза e-health. Первоочередные задачи: стандартизация, обеспечение страхового покрытия независимо от нахождения, обработка медицинской информации о пациенте с использованием информационных технологий (иногда для описания последней задачи используется термин — телемедицина, но он не отражает в полной мере сущности указанных процессов).


Объем инвестиций Евросоюза в рамках общеевропейской программы e-health (без учета аналогичных национальных программ) уже составил около €317 миллионов.


Единая информационная система в области здравоохранения реализуется в США. Согласно данной программе предусматривается создание сегмента информационной системы в сфере здравоохранения в рамках Электронного Правительства. Общие потребности в инвестициях в электронную медицину на ближайшее десятилетие: оцениваются в $21,6-$43,2 миллиарда. Приоритетными направлениями работ в настоящий период объявлены: электронный паспорт здоровья (EHR), национальная информационная инфраструктура в интересах здравоохранения, региональные центры медицинской информации (RHIOs), электронный обмен медицинскими данными.


Согласно экспертным оценкам, полномасштабное внедрение информационных технологий в медицине в США может привести к экономии до $77 миллиардов. Аналогичные исследования в Германии дают оценку экономии расходов при переходе на электронное здравоохранение в размере до 30% от имеющихся затрат. В частности, внедрение технологии электронного рецепта дает экономию порядка €200 000 000 в год, снижение расходов, связанных с выбором неправильного метода лечения, избыточных процедур и медикаментов позволит экономить около €500 миллионов ежегодно, выявление и предотвращение страховых махинаций составят около €1 миллиарда в год при численности населения около 83 млн.человек.


К концу  2014 году в Южной Дании появится региональная медицинская информационная система, на формирование которой уже выделено более 30 млн евро. Южная Дания — одна из пяти административных областей страны, созданных во время муниципальной реформы 2007 года. После реформы власти Дании взяли курс на создание единой инфраструктуры вновь созданных областей, и теперь эта тенденция распространилась и на информатизацию здравоохранения. В рамках реализации проекта все медицинские информационные системы будут объединены, и каждый житель Южной Дании, путешествуя по своему региону, сможет получить необходимую помощь в любом из ее медицинских учреждений. «Очень важно, что наши информационные системы смогут взаимодействовать друг с другом, а больницы будут обмениваться информацией о пациентах независимо от места их жительства», — отмечает глава регионального совета Южной Дании Карл Хольст (Carl Holst).


В Швеции специально для целей информатизации здравоохранения основан Национальный центр по внедрению ИТ в здравоохранение, объединяющий различные региональные организации и властные структуры. Этот центр вырабатывает практические решения для разных регионов страны. Кроме того, в Швеции созданы специальная организация по менеджменту проектов в рамках национальной стратегии электронного здравоохранения, а также организация, ответственная за электронное выписывание рецептов. В общей сложности на информационные технологии в здравоохранении Швеции уходит от 2 до 3% всех расходов страны на медицину, и уже в ближайшее время эта цифра должна вырасти до 7-8%.


Эстонская система здравоохранения является, пожалуй, одной из самых прогрессивных в Европе. Эстонцы создали Центральную базу данных здоровья, которая взаимодействует с различными мобильными приложениями и собирает информацию практически о каждом жителе страны на основе персональных ID. База охватывает всю страну и регистрирует «истории болезни от рождения до смерти». В нее может быть добровольно добавлена информация с мобильных приложений, таких как, например пульсометр, шагомер и пр.


ID-карта эстонца предоставляет конфиденциальный доступ ко всей медицинской информации о пациенте через порталы страны eesti.ee или digilugu.ee. Вся электронная медицина для эстонских граждан объединена в систему e-tervis — это сразу 4 услуги: электронная история здоровья, электронная регистратура клиник, база снимков рентген и электронный рецепт. Цифровые электронные рецепты легко устраняют необходимость в бумажных рецептах и обслуживаются всеми аптеками страны.


 


2.  Текущее состояние eHealth в странах СНГ


По состоянию на  2011 год во всех стран СНГ  системе здравоохранения были присуще следующие общие недостатки, при этом их преодолению препятствовало отсутствие системного подхода к развитию информационно-телекоммуникационных технологий в медицине и созданию «страновой eHealth».


Информационные ресурсы и технологии обработки информации в здравоохранении стран СНГ разрабатывались без обеспечения требуемого уровня централизации и координации работ. Слабо были развиты системы отраслевых стандартов и регламентов, вследствие чего задача информационного взаимодействия различных организаций здравоохранения в рамках лечебного процесса в общем случае не была решена. Имеющиеся на рынке прикладные решения для медицинских организаций преимущественно были ориентированы на работу со слабо структурированными данными. Хранимые электронные документы и записи, за редким исключением, являлись вторичными по отношению к документам, оформленным на бумажном носителе, и не имели юридической значимости.


Перечисленные проблемы свидетельствовали на тот период о необходимости коренного изменения подхода к информатизации здравоохранения, усиления координирующей роли государства и создания единого информационного пространства в сфере здравоохранения.


Поэтому в отдельных странах СНГ (прежде всего в России и Казахстане) были приняты  основополагающие документы по созданию национальных eHealth.


Так в Российской Федерации была принята Концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 апреля 2011 № 364).


Главной ИТ-инициативой данной концепции выступает создание Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ).


В 2013 году в России формально завершился первый этап создания ЕГИСЗ – тысячи лечебных учреждений получили защищенные сети и доступ к Интернету, обзавелись автоматизированными рабочими местами и начали осваивать медицинские информационные системы (МИС). Созданы базовые федеральные сервисы: реестр нормативно-справочной информации (НСИ), электронная регистратура, система ведения интегрированной электронной медицинской карты (ИЭМК), системы анализа хозяйственной деятельности, ведения регистра медработников и паспортов медучреждений. Дальнейший этап создания системы, рассчитанный на 2014-2020 гг., подразумевает развитие созданных компонентов, постепенное вовлечение в их использование все большего числа пользователей и расширение автоматизируемых функций.


Наиболее крупным проектом  в рамках ЕГИСЗ является создание государственной единой медицинской информационно-аналитической системы города Москвы (ЕМИАС), которая создается с целью повышения качества и доступности медицинских услуг государственных учреждений здравоохранения.


Проект разработан и реализуется Департаментом информационных технологий города Москвы совместно с Департаментом здравоохранения города Москвы в рамках программы «Информационный город», на основании постановления Правительства Москвы от 7 апреля 2011 г. № 114-ПП «О Программе модернизации здравоохранения города Москвы на 2011-2012 годы» (в редакции постановления Правительства Москвы от 21.05.2013 № 322-ПП)


Функционал ЕМИАС включает:


·  управление потоками пациентов;


·  интегрированную медицинскую информацию;


·  консолидированный управленческий учет;


·  персонифицированный учет медицинской помощи;


·  оптимизацию распределения ресурсов;


·  управление медицинскими регистрами.


По состоянию на конец 1 квартала  2014 года:


·  к ЕМИАС подключено 588 медицинских учреждений;


·  количество уникальных пациентов в системе составляет более 5,6 млн человек;


·  услугой электронной записи на прием к врачу воспользовались более 5,3 млн пациентов;


·  произведено более 45 млн записей в различные учреждения здравоохранения города;


·  записью через интернет воспользовались более 2,8 млн пациентов;


·  через инфомат на прием к врачу записались более 20 млн пациентов.


Главные текущие задачи государственных и муниципальных медучреждений России в рамках развития создания ЕГИСЗ – внедрение электронных медицинских карт (ЭМК) и интеграция локальных МИС с региональными и федеральными подсистемами и сервисами ЕГИСЗ, а также программами для многочисленных мониторингов.


В целом общая сумма состоявшихся конкурсных процедур в части развития программного обеспечения ЕГИСЗ в 2013 г. по всем доступным материалам исследования составила 4 млрд. 690 млн. 883 тыс. руб. В среднем один регион России в 2013 г. подписал контракты на сумму 44 млн. 113 тыс. руб.


В Республике Казахстан (РК) принята к реализации Концепции развития электронного здравоохранения РК на 2013-2020 годы, которая была  разработана с учетом ключевых приоритетов отрасли, отраженных в  Стратегии «Казахстан-2050» и в государственной программе «Информационный Казахстан-2020».


Концептуальное видение электронного здравоохранения состоит в том, что к 2020 году реализация электронного здравоохранения РК должна обеспечить возможность автоматизированного получения своевременной, актуальной, достоверной и достаточной информации, обеспечивающей безопасную, справедливую, качественную и устойчивую систему здравоохранения, в первую очередь, ориентированную на потребности пациента и медицинского работника.


Центральным элементом электронного здравоохранения должен стать электронный паспорт здоровья каждого гражданина РК. Он представляет собой суммарную информацию о здоровье человека, включающую: 1) демографические данные; 2) сведения о перенесенных и/или имеющихся заболеваниях; 3) биометрические данные; 4) аллергологический и иммунный статус.


При этом будет реализован принцип «информация следует за пациентом». Это позволит находить детальную информацию о проведенных диагностических и лечебных мероприятиях, результатах лабораторных исследований независимо от времени и места обращения.


На основе электронного паспорта здоровья планируется создать личный кабинет пациента, где каждый сможет получить информацию о собственном здоровье, уведомления о необходимости посетить врача, пройти скрининг или профилактическую процедуру. Электронный паспорт здоровья станет частью центрального единого хранилища баз данных. Остальные системы будут взаимодействовать с электронным паспортом здоровья и центральным хранилищем данных, получая и отдавая необходимую информацию.


Целевые индикаторы развития электронного здравоохранения РК следующие:


— доля организаций здравоохранения, подключенных к единой сети здравоохранения в 2017 году — 60 %, в 2020 году — 100 %;


— доля населения, обеспеченного «электронными медицинскими картами» в 2017 году — 60 %, в 2020 году — 100 %;


— интеграция информационных систем организаций здравоохранения с единой интеграционной платформой в 2017 году 40 %, в 2020 году — 100 %;


— количество компьютеров на 100 медицинских работников в 2017 году — 60, в 2020 году — 100.


В будущей модели электронного здравоохранения планируется разработка 10 новых информационных систем. Разработка 4-х приоритетных систем, таких как: Единая платежная система, Справочники и классификаторы, Поликлиника и Качество медицинских услуг началась в 2013 году.


С 2014 года ведется разработка оставшиеся информационных систем, а также электронного паспорта здоровья.


Параллельно ведется разработка базового набора стандартов электронного здравоохранения, которые позволят сформировать единое информационное пространство, нацеленное на решение задач и проблем системы здравоохранения.


С начала 2014 года в рамках создания eHealth Казахстана функционируют порталы «Бюро госпитализации», «Регистр прикрепленного населения», «Формирование счетов-реестров» («Электронный регистр стационарных больных»), «Стимулирующий компонент к медико-санитарной помощи».


 


3 Информатизация здравоохранения в Республике Беларусь


Информатизация отрасли здравоохранения проводится в соответствии с:


Стратегией развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года, утвержденной  постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09 августа 2010 г. № 1174;


подпрограммой «Электронное здравоохранение» Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011 – 2015 годы, утвержденной  постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2011 г. № 384;


планами информатизации организаций здравоохранения Республики Беларусь на соответствующие годы.


Основными направлениями информатизации отрасли здравоохранения являются:


создание в организациях здравоохранения автоматизированных информационных систем, которые позволят перейти к ведению медицинской документации в электронном виде;


развитие и обеспечение функционирования единой республиканской консультативной телемедицинской сети организаций здравоохранения;


организация единого информационного пространства здравоохранения Республики Беларусь на базе корпоративной сети обмена информацией;


развитие систем мониторинга состояния здоровья населения, эпидемиологического благополучия;


развитие и совершенствование общедоступных электронных медицинских ресурсов, Интернет-сайтов.


3.1. Текущее состояние информатизации в здравоохранении Республики Беларусь


3.1.1 Медицинские информационные системы


Информатизация в здравоохранении Республики Беларусь неуклонно развивается. Все учреждения здравоохранения в той или иной степени оснащены компьютерами. Практически во всех организациях автоматизированы задачи бухгалтерского учета, кадрового учета, во многих учреждениях работают комплексы по подготовке статистической отчетности такие как «Статистика стационара», «Статистика поликлиники», «Учет временной нетрудоспособности» и др.


В ряде учреждений внедрены комплексные медицинские автоматизированные системы, функционирующие на базе локальных вычислительных сетей и охватывающие различные подразделения, начиная с приема больного в стационаре и заканчивая его выпиской. Работает значительное количество автоматизированных рабочих мест (АРМ), таких как диагностические АРМ «Врача УЗИ», АРМ «Врача рентгенолога», АРМ «Врача эндоскописта», АРМ «Томография», АРМ «Врач общей практики» и многие другие.


В отрасли внедрен ряд информационных систем национального уровня, позволяющих осуществлять мониторинг состояния здоровья различных групп населения и принимать оперативные решения по управлению отраслью.


Это медицинские регистры: Белорусский национальный канцер-регистр, Государственный регистр лиц, пострадавших от воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Республиканский регистр «Сахарный диабет».


Это такие системы, как информационно-аналитическая система здравоохранения (ИАС «Здравоохранение»), АИС «Медоборудование», АИС «Молодой специалист и другие.


Канцер-регистр, наиболее полный в СНГ, функционирует с 1972 г.


Государственный регистр функционирует с 1987 г.


Регистр «Сахарный диабет» функционирует с 2007 г.


ИАС «Здравоохранение» позволяет выполнять многолетнее накопление и обработку всех форм медицинской государственной отчетности (включая по территориальным программам) и формирование показателей здравоохранения. Внедрена во всех медицинских учреждениях республики.


АИС «Медоборудование» содержит информацию о дорогостоящем медоборудовании по всем организациям здравоохранения республики.


АИС «Молодой специалист» позволяет оперативно контролировать распределение выпускником медвузов и их доезды на место стажировки и первое место работы.


 


Наибольшее внимание уделяется внедрению автоматизированных информационных систем (АИС) в амбулаторно-поликлинических учреждениях (АПУ).


В организации оказания медицинской помощи приоритетным направлением является первичная медицинская помощь. В этой связи ускорение внедрения информационных технологий в работу амбулаторно-поликлинических организаций позволит значительно улучшить медицинское обслуживание населения.


Эффективность процесса информатизации первичного звена здравоохранения можно оценить по следующим параметрам:


повышение качества управления медицинской, административной и финансовой деятельностью организации здравоохранения за счет комплексного внедрения электронной медицинской карты и электронного талона;


сокращение времени оформления медицинской документации;


сокращение сроков предоставления отчетов и реестров услуг;


оптимизация штата медицинского персонала поликлиники;


обеспечение оперативного контроля за показателями работы поликлиники, экспертизы качества оказания медицинской помощи; исключению ручного труда;


повышению достоверности информации о показателях лечебно-диагностической работы и финансовой деятельности.


Повышение пропускной способности амбулаторно-поликлинических организаций за счет сокращения времени работы с амбулаторной картой и другими документами, и как следствие – сокращение очередей.


С учетом того фактора, что полная информатизация поликлиники требует значительных финансовых затрат в первую очередь в АПУ создаются такие ключевые подсистемы и автоматизированные рабочие места (АРМ) как «Регистратура», «Статистика», «Диспансеризация» на базе локальных вычислительных сетей.


Основное назначение АРМ «Регистратура» – это создание и ведение электронной картотеки пациентов в амбулаторно-поликлинических организациях здравоохранения, т.е. в звене, обеспечивающем первичную медико-санитарную помощь.


АРМ «Диспансеризация» – формирование электронного банка информации об осмотрах населения в рамках проведения дифференцированной диспансеризации и контроля за ходом ее выполнения.


АРМ «Статистика» позволяет вносить информацию о посещениях больными поликлиники и установленных диагнозах заболевания.


По состоянию на 01.07.2014 в целом по республике 78,2% АПУ имели локальные вычислительные сети, хотя зачастую фрагментарные и недостаточно масштабные (10-20 узлов), в 100% внедрены автоматизированные рабочие места (АРМ) «Регистратура»; в 84,4% — АРМ «Диспансеризация»; в 86,8% — АРМ «Статистика».


С 2002 во врачебных амбулаториях (ВА) и амбулаториях врача общей практики (АВОП) внедряется автоматизированная информационная система «Врач общей практики», которая позволяет вести амбулаторную карту пациента в электронном формате и отслеживать запланированные медицинские назначения, осуществлять контроль диспансерной группы пациентов.


По состоянию на 01.07.2011 АИС «Врач общей практики» внедрена в 794 из 808 врачебных амбулаторий и амбулаторий врача общей практики, что составляет около 98,3% от их общего количества. Около 76% амбулаторий имеют подключение к всемирной паутине Интернет


Достаточно неравномерная картина наблюдается с информатизацией стационарного звена здравоохранения республики.


Лучше всего комплексная информатизация стационаров продвинулась в г. Минске (подробный анализ информатизации здравоохранения г. Минска приведен ниже).


Хуже обстоит дело с информатизацией стационаров в регионах. Даже в ряде областных больниц комплексная информатизация, направленная на переход ведения историй болезни в электронном формате, находится в зачаточном состоянии (Витебская областная клиническая больница (ОКБ), Гомельская ОКБ, Минская ОКБ, Могилевская областная больница.


Несколько лучше обстоит дело в Брестской областной больнице, где единой госпитальной системой охвачено порядка 100 АРМ.


В качестве образца информатизации больничных учреждений областного уровня можно привести пример Гродненской областной клинической больницы. Последовательное внедрение единой госпитальной информационной системы проводится с 2005 года. Сегодня системой охвачены практически все подразделения больницы, все аспекты лечебно-диагностического процесса.


В принципе, если же рассматривать степень информатизации организаций здравоохранения в целом по регионам нашей республики, то следует отметить, что наиболее последовательно, комплексно и динамично данный процесс идет в г. Минске.


В настоящее время завершается реализация информатизации системы здравоохранения г.Минска, которая была разработана и утверждена (на 2006-2014 гг) в целях проведения единой политики в области информатизации учреждений здравоохранения города, экономии и рационального использования бюджетных средств, поэтапной реализации типовых стандартизованных решений.


Основными направлениями информатизации учреждений здравоохранения г.Минска являются:


внедрение автоматизированной информационной системы (АИС) “Многопрофильная больница”;


внедрение  АИС “Взрослая поликлиника”;


внедрение АИС “Детская поликлиника”;


внедрение АИС “Стоматологическая поликлиника”;


внедрение АИС “Диспансер”;


создание показательных комплексных автоматизированных информационных систем в базовых учреждениях здравоохранения;


создание корпоративной телекоммуникационной сети комитета по здравоохранению Мингорисполкома для решения различных задач.


Выполнение информатизации в прошлые годы уже позволило изменить технологию работы медицинских учреждений г.Минска, поднять ее на качественно новый уровень и обеспечить выполнение следующих приоритетных задач:


1) во всех учреждениях здравоохранения г.Минска завершился этап автоматизации процесса создания и ведения паспортно-анамнестических сведений о пациентах, получения и обработки необходимых статистических данных за счет создания первых очередей медицинских АИС, которые функционируют в рамках единого информационного пространства учреждения здравоохранения с использованием единой базы данных. Данные первой очереди АИС заложили основу для формирования автоматизированной электронной медицинской карты амбулаторного пациента и стационарного больного, что позволит в ближайшее время создать единую информационную среду стационарных и амбулаторных пациентов г.Минска. Во всех учреждениях здравоохранения города также проведены мероприятия по созданию или совершенствованию телекоммуникационной и компьютерной инфраструктуры для обеспечения функционирования АИС;


2) созданы показательные комплексные автоматизированные информационные системы в базовых учреждениях здравоохранения, охватывающие все аспекты лечебно-диагностического процесса в различных типах медицинских учреждений (процент автоматизации в данных учреждениях не менее 70): клинические больницы, городские поликлиники, стоматологические поликлиники, диспансеры и др. Среди них: 2-я детская городская клиническая больница с более чем сотней автоматизированных рабочих мест (далее — АРМ); 6-я городская клиническая больница (около 200 АРМ); 10-я городская клиническая больница (более 200 АРМ); взрослые поликлиники: 2-я, 10-я, 21-я, 25-я, 35-я;  стоматологические поликлиники: 1, 2, 7, 10, 13; Минская городская медико-реабилитационная экспертная комиссия, городское клиническое патологоанатомическое бюро и др.;


3) создана и функционирует уникальная для стран СНГ и Восточной Европы единая телемедицинская система города по цифровой флюорографии (далее ‑ ТМС ЦФ) на базе двух консультационных центров (1-го и 2-го городских противотуберкулезных диспансеров) и 33 городских поликлиник. ТМС ЦФ предназначена для оказания услуг по дистанционной интерпретации и консультированию флюорографических исследований. К настоящему моменту в рамках данной системы было проведено в режиме чтения и дублирования более 900 тысяч цифровых рентгенограмм и более 42 тысяч удаленных телемедицинских электронных консультаций (для сравнения ‑ в самых крупных телемедицинских сетях России ежегодное количество удаленных электронных консультаций не превышает пяти тысяч). Внедрение телемедицинской системы по цифровой флюорографии системы  позволило:


создать уникальный механизм оперативного выявления ряда заболеваний легкого (туберкулез, онкологические заболевания);


обеспечить реализацию требований Президента Республики Беларусь об общедоступности качественной медицинской помощи населению;


обеспечить экономию денежных средств;


увеличить эффективность работы медицинского персонала и снизить психологическую нагрузку на пациентов;


4) создана и функционирует уникальная для стран СНГ и Восточной Европы 1-я очередь телемедицинской системы по цифровой маммографии на базе консультационного центра (городской онкологический диспансер) и 7 городских поликлиник;


5) создана и функционирует единая корпоративная автоматизированная информационная система комитета здравоохранения Мингорисполкома, в рамках которой в настоящее время решаются следующие задачи:


организация оперативного внутреннего корпоративного документооборота на основе применения технологии «электронной цифровой подписи» (далее ‑ ЭЦП): приказы, распоряжения, информационные сообщения, другие документы;


организация оперативного внутреннего корпоративного обмена медицинскими данными на основе применения технологии ЭЦП: выписные эпикризы, результаты лабораторных и диагностических исследований, другие данные;


создание и ведение общегородского банка данных обо всех пациентах, обратившихся в клинические больницы, для обеспечения оперативного информационного взаимодействия  в автоматическом режиме с Бюро регистрации несчастных случаев ГУВД Мингорисполкома;


оперативное информационное взаимодействие с центральной базой данных РУП «Белфармация» ‑ и другие задачи.


6) cоздан коллективный сайт-портал учреждений здравоохранения под эгидой комитета по здравоохранению Мингорисполкома (www.komzdrav-minsk.by), предназначенный для представления в сети Интернет информации о комитете по здравоохранению и его структуре; представление полной информации о платных услугах, оказываемых в подчиненных комитету учреждениях здравоохранения. Целевая аудитория сайта-портала: граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, в том числе нуждающиеся в оказании платной медицинской услуги. Функционирование сайта-портала комитета по здравоохранению Мингорисполкома прежде всего способствует привлечению иностранных граждан для получения медицинских услуг в учреждениях здравоохранения г.Минска и выполнению требования Правительства Республики Беларусь об значительном увеличении экспорта услуг.


Следует также отметить, что в 2010 году создана суперсовременная компьютерная система Республиканского центра трансплантологии на базе учреждения здравоохранения «9-й городская клиническая больница» г. Минска, которая обеспечивает в операционных доступ ко всему комплексу диагностической информации в процессе проводимых операций, позволяет проводить полное протоколирование и цифровую запись хода операции, включая данные всех параметров используемой медицинской аппаратуры, трансляцию хода операции за пределы операционной для обучения. При наличии скоростных цифровых каналов связи возможно также подключение консультантов из других стран (России, ближнего и дальнего зарубежья) для консультирования в ходе проводимой операции.


В настоящее время достигнутый уровень системы электронного здравоохранения г.Минска является одним из самых высоких в странах СНГ при в 2-3 раза меньших финансовых затратах, чем, например, в Российской Федерации.


Значительны успехи в информатизации предприятий «Белфармации». Так в 2012-2013 г.г. осуществлено внедрение программного комплекса «Автоматизированная система управления очередью» для оптимизации и регулирования потока посетителей в торговых залах аптек (Минск), создание с отечественными производителями единого информационного пространства (Минск и регионы), организация автоматизированной справочной службы в регионах (Брест, Гомель, Гродно), организовано предоставление информации по наличию ЛС, ИМН и др. товаров аптечного ассортимента на различные web-порталы (Минск и регионы), создание на сайте pharma.by Интернет-приемной для обращений граждан (Минск и регионы).


3.1.2. Присутствие в Интернет


Достаточно динамично растет присутствие медицинских учреждений во всемирной паутине Интернет. Если в 2010 организаций, имеющих свои сайты или страницы на сайтах вышестоящих органов было 102, а в настоящее время в сети представлены практически все организации здравоохранения от республиканского до районного уровней.


3.1.3. Телемедицина


В Республике Беларусь в настоящее время сложились предпосылки для внедрения телемедицинских технологий. Неуклонно растет оснащенность медицинских учреждений вычислительной техникой, современным диагностическим оборудованием, имеющим вывод данных в цифровом формате, внедряются автоматизированные информационные системы различного назначения, имеется достаточное количество персонала, владеющего работой на компьютерах, неуклонно совершенствуется телекоммуникационная инфраструктура страны. В Беларуси разработано оригинальное программное обеспечение для диагностической аппаратуры, включающее в себя возможности обмена по каналам связи диагностическими изображениями с целью получения консультативной помощи.


Создание единой республиканской телемедицинской системы проводится в соответствии со следующими подходами:


телемедицина рассматривается не как некая эксклюзивная технология, работающая, например, для предоставления дополнительных медицинских услуг населению на коммерческой основе, а как дополнительный технологический аспект системы здравоохранения РБ, позволяющий быстро доставить необходимую информацию для консультирования пациентов, обучения медицинских специалистов и т.п.;


иерархическая структура оказания телемедицинских консультативных услуг: сельские врачебные амбулатории — центральная районная больница; районные организации здравоохранения — областные (областная больница, специализированные диспансеры и центры); областные организации здравоохранения – республиканские центры и институты. Однако вышеуказанное не исключает и прямых связей между уровнями, например, район – республика. Данная структура предполагает создание в районных, областных и республиканских организациях здравоохранения телемедицинских кабинетов, центров, оснащенных соответствующим компьютерным оборудованием;


всемерное развитие автоматизированных информационных систем в организациях здравоохранения как платформы для функционирования телемедицины;


создание нормативной базы для развертывания телемедицинских технологий;


разработка и утверждение унифицированных методик и регламентов электронного консультирования для ультразвуковых, рентгеновских и томографических исследований, а также по гематологии, травматологии, патологии щитовидной железы;


приоритетное развитие off-line технологии телемедицины  как наиболее доступного и дешевого метода [2].


В 2010 г. завершено создание первой очереди республиканской системы телемедицинского консультирования в наиболее пострадавших от Чернобыльской катастрофы районах Брестской, Гомельской и Могилевской областей. Финансирование проектов по созданию системы осуществлялось в рамках государственной программы информатизации Республики Беларусь на 2003-2005гг. и. на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь», а также за счет бюджета Союзного государства по Программе совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2006 — 2010 годы. Первая очередь телемедицинской системы охватывает 11 организаций здравоохранения районного уровня, 9 – областного уровня и 10 – республиканского. Все вышеуказанные организации объединены единой корпоративной сетью. Принципиальная схема 1-й очереди РТМС изображена на рис 1.



Рисунок 1. Принципиальная схема РТМС


В рамках данной системы созданы возможности по дистанционному консультированию организаций здравоохранения районного и областного уровня у ведущих специалистов областных и республиканских медицинских организаций по рентгенологическим, ультразвуковым и цитологическим исследованиям, а также комплексно по вопросам постановки диагноза пациентам в сложных случаях. Отработана технология передачи и удаленного консультирования электрокардиограмм (телеЭКГ).


В настоящее время работы по развитию РТМС проводятся в рамках подпрограммы «Электронное здравоохранение» Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011 – 2015 годы.


В соответствии с Национальной программой в 2015 году должны быть достигнуты следующие показатели охвата организаций здравоохранения системой телемедицинских консультаций: республиканского уровня – 100%, областного – 70%, районного – 40%.


Имеется также интересный опыт консультирования в реальном времени с помощью видеоконференцсвязи сложных случаев заболеваний пациентов поликлиники РУП «Беларуськалий». Консультант – кафедра неврологических и нейрохирургических болезней БГМУ на базе 9-й клиники г. Минска.


Также следует отметить работы, проводимые в Гродненской области по развитию телемедицинских технологий. В 2012 году сформирована корпоративная VPN сеть учреждений здравоохранения региона на основе оптоволоконных соединений и технологии ADSL. В Гродненской областной клинической больнице организованы два телемедицинских кабинета: специализированный в отделении неврологии в рамках проекта «Телеконсультирование неврологических больных» и в консультативной поликлинике. Удаленные консультации пациентов ведут специалисты как областной консультативной поликлиники, так и онкологического диспансера, согласно графику приема. Информацию о графике телемедицинских консультаций и бланк запроса на проведение телемедицинского консультирования  можно получить на сайте www.gocb.by в рубрике «Пациентам» — «Телемедицинское консультирование».


3.1.4. Подпрограмма «Электронное здравоохранение»


Здравоохранение представлено в Национальной программе ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011 – 2015 годы подпрограммой «Электронное здравоохранение (далее — подпрограмма). Подпрограмма включает в себя ряд мероприятий по созданию и внедрению автоматизированных информационных систем, направленных на формирование государственных информационных ресурсов в национальном масштабе, развитие электронных услуг для организаций и населения путем решения следующих задач:


—  развитие телемедицины;


—  создание республиканской персонифицированной информационно-аналитической системы учета медицинских и фармацевтических кадров Республики Беларусь, информационная поддержка прогнозирования потребности в медицинских и фармацевтических кадрах и планирование приема в медицинские учреждения образования;


—  получение достоверной оперативной информации и формирование статистической отчетности по структуре заболеваемости гематологической патологией по регионам, периодам времени и другим показателям для принятия управленческих и административных решений, обеспечение возможности мониторинга гематологической заболеваемости в Республике Беларусь;


—  информационная поддержка осуществления функций травматолого-ортопедической службы Республики;


—  обеспечение мониторинга за состоянием инвалидности и реабилитации инвалидов в Республике, получение достоверных данных для принятия решений по совершенствованию службы медицинской экспертизы и реабилитации;


— оптимальное планирование и контроль централизованных закупок лекарственных средств для надежное обеспечения организаций здравоохранения Республики Беларусь.


Для осуществления вышеуказанных задач в 2011-2015 годах выполнялись работы по следующим мероприятиям Подпрограммы:


49  «Обеспечение развития автоматизированной республиканской телемедицинской системы унифицированного медицинского консультирования», срок выполнения – 2011-2015 гг.;


50  «Разработка и внедрение полномасштабной персонифицированной информационно-аналитической системы учета медицинских и фармацевтических кадров Республики Беларусь»  подпрограммы «Электронное здравоохранение», срок выполнения – 2013-2015 гг.;


53  «Разработка и внедрение республиканского эпидемиологического регистра пациентов с гематологическими заболеваниями для мониторинга и анализа уровня медицинской помощи населению», срок выполнения – 2013-2015гг.;


54  «Создание технологии полномасштабного учета случаев травматизма в Республике Беларусь на основе республиканской автоматизированной ИАС ”Травма“», срок выполнения – 2011-2013 гг. Разработка успешно завершена в 2013 г. Система введена в опытно-промышленную эксплуатацию на пилотной зоне в организациях здравоохранения Минской области, г. Минска и РНПЦ травматологии и ортопедии. В результате созданы предпосылки по формированию единой республиканской базы данных по случаям травматизма.;


55  «Разработка и внедрение полномасштабной республиканской информационно-аналитической системы по медэкспертизе и реабилитации инвалидов Республики Беларусь», срок выполнения – 2011-2013 гг. Разработка успешно завершена в 2013 г. Система введена в  постоянную эксплуатацию на всей территории Республики Беларусь. Проведена аттестация по защите информации. В результате полностью автоматизирована работа МРЭК по республике, созданы предпосылки по формированию единой республиканской базы данных по инвалидам.;


57 «Разработка и внедрение информационно-аналитической системы по планированию и контролю централизованных конкурсных закупок лекарственных средств для организаций здравоохранения Республики Беларусь», », срок выполнения — 2014-2015 гг.;


59  «Организация научно-методического и организационно-технического обеспечения деятельности исполнителей мероприятий подпрограммы», срок выполнения — 2011-2015 гг.


3.2. Развитие электронных услуг


Отрасль здравоохранения также старается внести свой вклад в развитие электронного правительства через реализацию различного рода электронных услуг.


На этом пути пока еще сделано не очень много, поэтому здесь представлены концептуальные положения – какие электронные услуги могут быть реализованы в здравоохранении Республики Беларусь в перспективе. Конечно, создание электронных услуг в здравоохранении, в том числе и сроки, увязывается с теми общегосударственными нормативными актами, которые приняты за последнее время. Это постановления СМ РБ № 1074, 138, 509 за 2011-2012 годы и другие.


 


3.2.1 Сферы оказания ЭУ


С точки зрения взаимоотношения различных субъектов в государстве определяются различные сферы исполнения государственных функций, административных процедур и других услуг с помощью информационно-коммуникационных технологий (в электронном виде):


услуги, оказываемые органами государственного управления (государственными организациями) (government) гражданам (citizens) (G2C);


услуги, оказываемые органами государственного управления (государственными организациями) (government) субъектам хозяйствования (business) (G2B);


услуги, оказываемые органами государственного управления (государственными организациями) (government) органам государственного управления (государственным организациям) (G2G);


услуги, оказываемые субъектами хозяйствования (business) гражданам (citizens) (B2C);


услуги, оказываемые субъектами хозяйствования (business) субъектам хозяйствования (business) (B2B);


 


В здравоохранении Республики Беларусь можно выделить следующие сферы, в которых возможен и предполагается поэтапный переход к предоставлению, с нашей точки зрения — наиболее важных, услуг в электронном виде (как выполнение государственных функций и административных процедур, так и предоставление информационных и других услуг):


G2B:


выдача лицензий на осуществление медицинской деятельности, фармацевтической деятельности, деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, деятельности по оказанию психологической помощи;


регистрация (перерегистрация) лекарственных средств и (или) фармацевтических субстанций, медицинской техники и изделий медицинского назначения отечественного и зарубежного производства с выдачей соответствующих регистрационных удостоверений, выдача разрешений (лицензий) на ввоз (вывоз) лекарственных средств и (или) фармацевтических субстанций и пр.;


государственная регистрация продукции (товаров) с выдачей свидетельств государственной регистрации, государственная  санитарно-гигиеническая экспертиза с выдачей санитарно-гигиенических заключений и др.


B2B:


обмен медицинской информацией в электронном формате;


телемедицинские консультации.


B2C:


запись на прием к врачу;


доступ пациента к своей медицинской информации (результаты анализов и исследований, диагнозы и заключения врачей, выписки из истории болезни и (или) амбулаторной карты;


напоминание пациентам о необходимости прохождения очередного диспансерного осмотра (через личную страницу пациента на информационном портале медицинского учреждения, по электронной почте, через рассылку SMS-сообщений и др.);


телемедицинские консультации;


выписка электронных рецептов.


3.3. Проблемы информатизации отрасли


Несмотря на сложившиеся неплохие предпосылки для продвижения информатизации, в отрасли имеется ряд проблем, характерных, впрочем, и для других стран, включая достаточно развитые в экономическом отношении. К числу основных проблем информатизации отрасли относятся следующие:


основная проблема – это ограниченные финансовые возможности для приобретения вычислительной техники и программного обеспечения, создания локальных вычислительных сетей в учреждениях и подключения к надежным скоростным каналам связи (следует, однако, отметить заметное увеличение финансирования в 2012-2013 гг);


недостаток кадров по информационным технологиям (ИТ) в организациях здравоохранения, способных на должном уровне заниматься вопросами внедрения и обеспечения функционирования автоматизированных информационных систем;


зачастую отсутствует должная мотивация в отношении проведения  информатизации учреждения как на уровне руководителя учреждения, так и на уровне исполнителей;


отсутствие последовательной подготовки медицинского персонала к внедрению информационных технологий на местах;


не в полной мере решены вопросы стандартизации и унификации программного и информационного обеспечения, использования единых классификаторов, в частности классификатора лекарственных средств и изделий медицинского назначения;


практически не решены вопросы информационной безопасности с точки зрения требований современных нормативно-правовых актов Республики Беларусь, при том, что в многочисленных информационных системах организаций здравоохранения обрабатывается персональная информация, которая относится к информации ограниченного распространения. В здравоохранении республики имеются только две информационные системы, получившие аттестат по информационной безопасности: информационная система РНПЦ неврологии и нейрохирургии и республиканская информационно-аналитической системы по медэкспертизе и реабилитации инвалидов Республики Беларусь, созданная в рамках мероприятия 55 подпрограммы «Электронное здравоохранение» Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий.


Ниже в таблице приведены данные по финансированию информатизации организаций здравоохранения в 2010-2013 гг.


 Следует отметить что приведенные цифры включают как бюджетное, так и внебюджетное финансирование, т.е. средства от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций.


Затраты на информатизацию по регионам


в 2010-2013 гг. (млн. руб.)


 

















































































 


Регион


2010


2011


2012


2013


1


Брестская область


493,0


1295,97


3 050,19


6 511,40


2


Витебская область


531,56


246,9


2 823,7


3 428,64


3


Гомельская область


487,51


687,76


2 342,84


7 336,38


4


Гродненская область


418,03


1327,04


3 848,3


6 525.65


5


Минская область


1304,79


1339,23


4 222,07


6 986,43


6


Могилевская область


444,90


940,2


2 527,43


6 124,500


7


г.Минск


1524,68


2333,39


6 686,84


26 760,73


 


Итого по РБ


 


 


 


 


 


Руб.


5204,47


8170,45


25 501,37


63 673,73


 


USD (млн.)


1,74


1,46


2,9


7,0


 


 

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *