Политолог Иван Лизан: «Союзный бизнес должен защищать внутренний рынок»

Политолог Иван Лизан: «Союзный бизнес должен защищать внутренний рынок» В декабре прошлого года в Минске был представлен доклад российских и белорусских экспертов фабрики союзных смыслов «Сонар-2050» по теме «Союз России и Беларуси: вызовы будущего». Политолог Иван Лизан — о перспективах единой промышленной политики и об ошибках, которые надо исправлять.
— Интеграция на постсоветском пространстве происходит в рамках трех объединений: СНГ- скорее, гуманитарного проекта, Евразийского союза, чья задача создать единое таможенное пространство и общие рынки, и Союзного государства, которое является наиболее удачной площадкой для реализации совместной промышленной политики. Во-первых, именно в России и Беларуси лучше всего на постсоветском пространстве сохранилось машиностроение. Во- вторых, руководители государств встречаются регулярно, и у них есть возможность наиболее ключевые и острые вопросы решать между собой.

Главная проблема — отсутствие общей промышленной политики и союзной логики в действиях субъектов хозяйствования. После распада Советского союза с 1991 года каждый привыкал жить сам по себе. Теперь же нужно двигаться навстречу друг другу и приучать союзный бизнес жить сообща. Один из примеров: мощные колесные тракторы в Советском Союзе производились в Ленинграде под брендом «Кировец». Сейчас их пытаются собирать на МТЗ и на «Амкодоре». Возникает излишняя конкуренция. От нее выигрывают только иностранные производители, которые импортируют на территорию Союзного государства готовые и даже «бэушные» трактора.

Союзный бизнес не умеет защищать свой внутренний рынок. Пример — долгая эпопея с созданием совместного производства МАЗа и КАМАЗа. От того, что оно пока так и не появилось, на первом этапе, конечно, выигрывает КАМАЗ, потому что доля МАЗа на российском рынке постепенно снижается. Но в дальнейшем выгоду от этого получит или Китай, который завалит нас своими дешевыми грузовиками, или транснациональные корпорации, тот же Daimler. Республиканский бизнес почему-то создает СП не с коллегами по Союзному государству, а с иностранцами, которые преследуют свои цели. Задача того же Zoomlion, который создал совместное предприятие на базе индустриального парка «Великий камень», вернуться на российский рынок колесных кранов, откуда они были выбиты в 2016-м году. Беларусь для них лишь площадка для сборки машин. Подобные проекты белорусам необходимо было осуществлять с российскими производителями, которые способны выпускать всю линейку колесных автокранов.

Мы забываем также, что готовая машина — не просто шильдик с названием компании- производителя. Это совокупность всех деталей, которые заложили в эту машину. А главная проблема нашего машиностроения — мы катастрофически зависим от импортных комплектующих. Не умеем сами их производить. А надо учиться. Те же КАМАЗ и МАЗ должны заниматься производством деталей.

Например, раньше на территории Союзного государства не выпускали сочлененные самосвалы, теперь же производят на базе «Амкодора». Но под них надо создать рынок. Лучше всего это сделать с помощью нетарифных методов регулирования, необходимо ужесточать и производственные регламенты. Еще одна задача — выход на рынки Китая. Мы выходим на него разрозненно, а надо бы вместе.

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *