Наталия Каровская: «Музей – это живая энергетика и новые подробности»

Наталия Каровская: «Музей – это живая энергетика и новые подробности» Директор музея Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» рассказала о том, как доносить истории через музейные артефакты и о реализации «декларации о культурном разнообразии» ЮНЕСКО.

— Сегодня современный музей – это уникальная коммуникационная площадка, когда через вещи можно показать целые пласты истории или культуры. Конечно, невозможно рассказать всю историю. В нашей экспозиции тоже есть определенные провалы. Но когда вы видите музейные экспонаты, то порой они «говорят» неожиданные вещи.
Когда мы открывали нашу первую историческую экспозицию, приуроченную к 1150-летию Ростова (оно праздновалось в 2012 году), то сначала собрали школьных завучей и учителей истории, чтобы узнать их мнение о том, какие именно экспонаты они хотели бы у нас видеть. Все-таки мы не педагоги, мы не знаем их программы, у нас совсем другие цели, но наши задачи совпадают. Их основной запрос был «что-нибудь про татаро-монгольское иго». Но, к сожалению, как раз по этой теме у нас из предметов была только одна стрела. Все же Ростов – один из старейших городов России, богатый епископский город, который строился вокруг резиденции богатого и очень мощного лица.

Однако именно эта единственная стрела натолкнула нас на размышления. Вот, например, за несколько сотен километров от нас есть Ярославль, где от татаро-монголов осталось в разы больше следов. Почему? Значит, можно предположить, что ростовчане пропускали татар и монголов дальше, через город, в сторону Ярославля, не сопротивляясь, и, очевидно, платили за это дань.

В этом небольшой ремарке раскрывается весь менталитет наших горожан. Привычка не воевать, а вести спокойный размеренный, в чем-то «огородный» образ жизни, когда вместо «доброй ссоры» войны выбирают «худой мир».

Так через одну стрелу раскрывается менталитет горожан. Зачастую такие важные вещи не рассказать через учебник, но можно показать с помощью музейных экспонатов.

Сегодня задача музея понять, как вытащить историю через экспонаты, потому что никакой другой культурный артефакт – ни книга, ни картина – не дает такого живого «впечатления присутствия» от настоящих вещей. Музей – это живая энергетика и новые подробности.

Не секрет, что многие ходят в музеи «для галочки». Как сделать так, чтобы аудитории было интересно? Как-то раз к нам на экскурсию пришла хоккейная команда «Локомотив». А у нас в археологии есть коньки 9 века, сделанные из берцовых костей животных. Когда эти коньки увидел их главный менеджер, он просто замер около стекла и не мог от них оторваться, так его зацепило: «как же так! Я всегда думал, что коньки были только металлические! Как же их привязывали?». И вот тут уже начался настоящий «музейный разговор».И всем остальным тоже стало интересно.

В рамках Союзного государства мы второй год 21 мая делаем один любопытный межкультурный проект. Наш музей участвует в реализации «Декларации о культурном разнообразии» от ЮНЕСКО. Этот документ описывает то, насколько культуры разных стран мира отличаются друг от друга и как к этому относится. Мы уже семь лет консультируем школы и университеты Ярославля и Ростова, как организовывать занятия по изучению и обсуждению этой декларации документа со школьниками и студентами.

Каждую зиму мы рассылаем специальные методички, объясняющие все 24 статьи этой декларации, так как обсуждаются сложные вопросы, например, касающиеся мигрантов. Вот появляются в классе дети явно другой культуры, которые плохо говорят по-русски или у них другие привычки, или они выглядят по-другому. И нужно искать компромисс при общении, чтобы помочь этим детям интегрироваться в общество, а их ровесникам выстраивать с ними адекватный диалог. Этому нужно обучать и проговаривать, потому что дети не умеют и не знают ответов на все эти вопросы. Начинаются ошибки, конфликты и разные неприятные жизненные ситуации. Дети не выбирают своих одноклассников, точно так же, как и мы не всегда имеем возможность выбора, кто будет с нами рядом работать или кто наш начальник. Ребенку в 9-м классе или первокурснику это нужно обьснять, иначе он об этом не догадается. Поэтому основы культурной толерантности сегодня просто необходимы.

С белорусскими школами мы работали как связующее звено, делая интерактивный телемост между двумя странами. Однажды сделали тройной телемост: Беларусь, Россия и Армения. Обычно в нем участвует до 100 детей. Это несколько ростовских и ярославских школ, плюс иногда еще присоединяются студенты. Мы долго искали подходящую форму мероприятия, и в итоге остановились на диспуте, когда по одному и тому же вопросу берутся 2 полярные точки зрения.

После обсуждения основных статей декларации, у нас есть час свободной дискуссии, когда дети из России и Беларуси общались между собой и задавали друг другу вопросы. Когда после первого телемоста ребята расстроились, что не успели обменяться адресами, то для нас это был сигнал, что действительно этот межкультурный проект им интересен, что они хотят продолжать общаться.

Я думаю, что наш опыт может быть релевантен и для других музеев, школ и университетов, которые хотят наладить межкультурное сотрудничество на постсоветском пространстве. Та ниша, которую мы случайно нащупали, легко тиражируется не только на сферу образования. Любой музей, который хочет начать общаться с молодежью, может в этот день, 21 мая, провести свой тренинг по культурному разнообразию. У ЮНЕСКО разработана вся необходимая методологическая база для этих мероприятий.

Мы часто говорим о том, что не хватает финансирования. Но тут вообще ничего это не требуется. Вот камера, вот экран – и, самое главное, желание участников слышать и слушать друг друга.
Надежда Померанцева

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *