Нюансы кредитной истории
Банки больше не могут односторонне повышать процентные ставки по кредитам. С 29 июля это запрещает Банковский кодекс. Однако, как выяснили в Комитете госконтроля, далеко не всегда процентная ставка является единственным платежом по кредиту.
Буквально несколько лет назад на белорусском финансовом рынке были в моде комиссионные для заемщиков. Получателя кредита обязывали платить за открытие текущего счета, на который зачислялись деньги, и потом ежемесячно вознаграждать банк за прием платежей. Причем по специальным тарифам. Один ныне действующий банк так преуспел с размерами комиссионных, что плата за открытие счета и прием взносов достигала 62% от суммы платежа. Потому что комиссии были в 124 (!) выше вознаграждений за аналогичные операции для других клиентов. В марте 2017 года Нацбанк, после нескольких аналитических записок КГК, подобную практику прекратил, рекомендовав банкам предусматривать альтернативные бескомиссионные варианты оплаты кредитов.
Но есть повод вспомнить былое. Некоторые банки выполнили рекомендации регулятора так: отменили комиссии лишь по вновь выдаваемым кредитам. То есть сейчас у заемщиков и ставки 11 — 15% годовых, и комиссий нет. А, к примеру, в 2010 — 2011 годах процентные ставки достигали 25 — 35% годовых, при этом банк умудрялся еще снимать ежемесячно комиссию за сопровождение кредита — 1% от суммы. В итоге, к примеру, одна пенсионерка из Бобруйска, воспользовавшись в то время деньгами банка, не справилась с принятыми обязательствами. С 2012 года платить по ее кредитам стал Фонд соцзащиты, удерживая определенную судом сумму из пенсии. Но даже когда операции по текущему счету, к которому были привязаны комиссии, не проводились, банк вплоть до 1 января 2017 года списывал из поступающих сумм 1%! Как подсчитали в Комитете госконтроля, за фактически не оказанные услуги банк получил 1.185 рублей — почти половину суммы кредитов, полученных пенсионеркой. В этой связи Комитет госконтроля предложил Нацбанку уточнить рекомендации: распространить альтернативный бесплатный вариант совершения операций по обслуживанию кредитов на ранее заключенные договоры и исключить начисление вознаграждений за фактически не оказанные услуги.
И это еще не все. Нынче в стране кредитный бум. Потребительских кредитов граждане взяли на 70% больше, чем годом ранее, займов на недвижимость — на 18% больше. В сумме прирост на 2,5 млрд руб. Одновременно с ростом кредитной задолженности начала расти и просроченная. Во многих странах на уровне законов действуют нормы, ограничивающие размеры банковских санкций, и введен прямой запрет на применение финансовыми организациями нескольких видов ответственности за одно и то же нарушение заемщика. Что сейчас происходит у нас? По данным КГК, один из банков по просроченным платежам по кредиту применяет тройную процентную ставку, начисляет пеню 0,35% от суммы просроченной задолженности за каждый календарный день просрочки, а также дополнительно взыскивает штраф — 25% базовой величины за каждый факт нарушения. Второй увеличивает процентную ставку вдвое и выставляет пеню 0,3%. Третий увеличивает ставку на 40% и за каждый день просрочки платежа взимает 1% от суммы по истечении 14 дней. Понятно, что такие штрафные санкции загоняют граждан, оказавшихся и без того в непростой ситуации, в реальную кабалу.
То, что у нас банкам запрещено повышать процентные ставки по кредитам, — хорошее начинание. Но ограничения, судя по приведенным фактам, нужны и по количеству, и размерам финансовых санкций. Ну и с комиссиями по выданным ранее кредитам также стоило бы навести порядок. Честность и добросовестность по отношению к клиенту — залог долголетия и процветания любого банка. Жаль, что некоторые об этом забывают.
aelita@sb.by