Как живут белорусы в Прибайкалье
Журналисты союзных СМИ побывали в деревне Тургеневке Иркутской области в рамках пресс-тура, организованного Постоянным Комитетом Союзного государства и МИА «Россия сегодня», и увидели, как живут и чтят тут белорусские традиции.
На въезде в село путешественников встречает указатель с узнаваемым орнаментом и надписью на двух языках: «Белорусская веска Тургеневка. Этнографический музей». Бескрайние поля и перелески, окрашенные осенью в золото, — наверно, такими же эти места увидели первые поселенцы из Гродненской губернии, приехавшие поднимать Сибирь в далеком 1909 году…
От Иркутска до Тургеневки — около 140 километров. По дороге Олег Рудаков, зампредседателя совета Федеральной национально-культурной автономии белорусов России, который более 20 лет занимается изучением корней и по крупицам собирает культурное наследие белорусов Сибири, рассказывает, откуда пошло название деревни. Переселенцев, ехавших в Сибирь по зову столыпинской реформы целыми селами, встречал местный чиновник — инженер. Вместе с мужиками он объезжал окрестности, выбирая место для нового поселения: чтобы и река была рядом, и земля плодородная, и добротный лес — стройматериал для новых домов. Когда выбор был сделан, инженер наносил на карту поселение и давал ему имя.
— Вероятно, тот инженер был почитателем русской литературы, — полагает Рудаков. — Иначе как по соседству с Тургеневкой могли появиться Толстовка, Лермонтовка и Пушкинка?
Глава муниципального образования Виктор Синкевич — потомственный белорус, чьи прадеды валили лес на месте будущей Тургеневки, — рассказывает, что в начале этого года село победило в конкурсе агентства по туризму Иркутской области как «Лучший сельский туристический маршрут». А теперь Тургеневка подает документы в Ассоциацию самых красивых сел России.
Она и вправду красивая: по-европейски ровные улицы, спланированные строго по прямой; дома — фасадом на улицу, с резными наличниками на окнах и кострами яркой рябины в палисадах.
Гости в Тургеневке бывают и из Иркутска, и из других российских городов, теперь вот потянулись и иностранцы. Показывают им местную пекарню и старую мельницу, которая верой и правдой служила селянам вплоть до 50-х годов прошлого века. Однако каменные жернова, если нужно, закрутятся и теперь. Уцелел и сельский колодец-скважина, воду из которой раньше качали, используя силу ветра.
Приезжих обязательно угощают настоящим белорусским обедом — борщ, галушки, колдуны… Летом еще и ярмарки устраивают: отобедав, народ с удовольствием покупает сметану, молоко, яйца с местных подворий, грибы и сибирскую ягоду, собранную в окрестных лесах.
Поддерживают белорусскую культуру и творческие коллективы: народный ансамбль «Варэнiчкi», детская фольклорная студия «Рушнiчок». Белорусские народные песни в Тургеневке знают и поют буквально все от мала до велика, народное творчество передают из уст в уста.
— Однажды на фольклорном фестивале школьник одной из иркутских деревень прочел сказку, которой мы раньше никогда не слышали, — рассказывает Олег Рудаков. — Мы стали расспрашивать, откуда он ее знает. Оказывается, сказку рассказала бабушка, которой уже за 70. А та слышала ее от своей бабушки, приехавшей в Сибирь в числе первых переселенцев.
Сейчас таких сказок набралось на целый альманах. А еще в ходе фольклорных экспедиций по белорусским деревням Приангарья Рудаков и его соратники записывают старинные песни и танцы. Часто выясняется, что некоторые из них уже позабыты и в самой Беларуси.
Особая гордость Тургеневки — этнографический музей, созданный силами местных жителей и меценатов. В небольшой избе на три горницы — крестьянский быт и утварь, не характерные для сибирских мест: прялка — когда-то такая была в каждом тургеневском доме — маслобойки, ступы с пестами, кузнечные меха. Самые древние экспонаты — столетние плетеные корзины и пальто из валяной шерсти, именно в нем кто-то из первых поселенцев приехал покорять Сибирь.
Музей — он, конечно, не только для туристов. Сюда приходят взрослые и дети, благо школа — новенькая и просторная — стоит прямо напротив. Детворе факультативно преподают белорусский язык, и часто они размовляют на мове лучше родителей. А поездка в Беларусь за победу в областных фольклорных конкурсах для тургеневских школьников считается лучшей наградой.
…Когда-то в Тургеневке жили свыше 700 человек, сейчас — чуть больше 500, а на смену действовавшему здесь колхозу-миллионеру пришли частные фермеры и личные подсобные хозяйства. Но умирающей деревню никак не назовешь, трое детишек в семье — для Тургеневки это норма. К потомкам переселенцев-белорусов прибавились приезжие из других городов и весей, представители иных национальностей. Но все вместе они участвуют в народных праздниках и чтут традиции, заложенные более века назад.
Максим БРУСНЕВ
Фото автора