Научные разработки Белорусско-российского университета: от электронного гида до БелАЗа

В эти дни Могилев живет V Форумом регионов Беларуси и России, но самая восточная область страны уже давно и продуктивно развивает отношения в рамках Союзного государства. Значительные успехи достигнуты в области науки и образования. Флагман в этой сфере — Белорусско-российский университет (БРУ). Под этим названием вуз существует 15 лет.

Конечно же, университет не возник на пустом месте. Он был создан в 1961-м как Могилевский машиностроительный институт. Затем преобразован в 2000 -м году в Могилевский Государственный Технический Университет (МГТУ), а в 2003-м уже стал Белорусско-Российским университетом (БРУ).

Структуру университета составляют восемь учебных факультетов: автомеханический, машиностроительный, строительный, экономический, электротехнический, инженерно-экономический, инженерный заочного образования, а также факультет довузовской подготовки и профориентации.

Накануне открытия Форума руководства вуза рассказало о научных разработках, которые находятся на мировом уровне.

— Мы всегда были организацией, нацеленной на прикладные разработки для промышленности, — сказал проректор по научной работе Виктор Пашкевич. — Мы работаем в совершенно разных направлениях машиностроения.
Научные разработки БРУ впечатляют. Приведем несколько примеров.

— Одна из наших разработок – композитный несущий элемент строительных конструкций (КНЭСК). Это совместная разработка нашего университета и Московского университета путей сообщения. На основе этого композитного элемента возведено три моста: в Минске, Гомеле и Могилеве, — объясняет нам Виктор Михайлович. Из подобных элементов, словно из конструктора, возводится автомобильный мост. За очень короткий срок создается мостовая конструкция. Сокращается до 40 процентов использование бетона и в полтора раза увеличивается срок службы моста.
В университете есть несколько лабораторий с опытным производством. Там освоен выпуск наукоемкой продукции. — Один из таких видов – концевики для контактной и точной сварки, для газопламенной обработки. Они имеют повышенную жаропрочность по сравнению с материалами изготовленными из сплошного элемента. Их потребляют и в Беларуси, и в России, — демонстрирует разработку Виктор Пашкевич.

Заместителя проректора по научно-исследовательской части Василий Усик показал нам изобретения в области технической эндоскопии.

— В нашем университете существует единственная в Беларуси лаборатория по производству эндоскопов технического назначения, — объясняет Василий Николаевич. — Это прибор, с помощью которого можно вести визуальный контроль в удаленных и труднодоступных местах. Например, ваши карманы. На конце прибора – гибкая шейка в виде пружины. Она разработана в университете. Она поворачивается и через неё можно увидеть труднодоступное место. Такой эндоскоп реализован на базе волоконной оптики. Наши приборы используются не только в технике. Они востребованы силовыми структурами, таможней для обнаружения предметов…Также нами разработаны жесткие линзовые эндоскопы, жесткие эндоскопы с окуляром-шарниром, тонкие жесткие мини эндоскопы… Все эти разработки защищены медалями на Петербургской технической ярмарке. Мы регулярно в течение 10 лет посещаем эту ярмарку. И регулярно привозим оттуда медали.

БРУ ведет разработки в различных сферах. Например, без них не обходятся промышленные автогиганты.
— На кафедре «Автомобили» создана мехатронная система автоматического управления (МСАУ) гидромеханической передачей для самосвалов БелАЗ. Кроме того, система бортового диагностирования также разработана в нашем университете, — продолжает Виктор Пашкевич.

Минчане и гости белорусской столицы хорошо знакомы с еще одним ноу-хау — системой «Электронный гид». Она работает в салонах общественного транспорта и на основе геолокационных данных предоставляет пассажирам текущую информацию о маршруте в режиме реального времени. Устройство представляет собой планшетный ПК с большим экраном, GPS датчиком, Wi-Fi приемником, под управлением OC Андроид. Устройство располагается так, чтобы экран был виден пассажирам.

Проще говоря, находясь в салоне автобуса, пассажир не только может прочитать и увидеть на экране окрестности, по которым едет автобус, но и получить познавательную информацию.

— Есть идея установить такие системы в школьных автобусах, чтобы по пути в школу и обратно дети могли узнавать что-то новое из учебной программы, — предложил Василий Усик.

И еще одна разработка, которая наглядно демонстрирует достижения ученых. На картинке слева: высохшая безжизненная почва, а справа: зеленое поле. Его вернули к жизни после вмешательства ученых.

— Технологии фиторемедиации техногенно поврежденных почв позволяют восстановить почвы пострадавшие в результате строительства, загрязнения нефтепродуктами, радионуклидами, — говорит доктор биологических наук Александр Щур. — Мы научились восстанавливать почти все территории. Происходит это за счет применения энергосберегающих безотвальных обработок в сочетании с внесением биологически активных и микробиологических препаратов в комплексе со специально подобранными растительными сообществами.

Сейчас в Островце идет полным ходом строительство АЭС. И Белорусско-российский университет — головная организация по вопросам сварки. Все технологические процессы по сварке утверждаются в университете, проводятся испытания всех основных сварных соединений, которые есть на АЭС, все сварщики аттестовываются на кафедре.
Во время Форума регионов вуз ждет гостей, чтобы поделиться опытом образовательной и научной работы.

Алексей Даниленко

Постком

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *