Николай Никифоровский, «Очерки Витебской Белоруссии».

Не так давно в Минске, в главном республиканском издательстве вышла в свет книга исторических зарисовок о белорусском Подвинье. «Очерки Витебской Белоруссии», принадлежащие перу замечательного белорусского краеведа и этнографа Н.Я. Никифоровского, впервые были опубликованы в журнале «Этнографическое обозрение» в период с 1892 по 1899 годы, но с тех самых пор не утратили ни своей познавательности, ни научной ценности. Напротив, по прошествии стольких лет они словно заиграли новыми красками как неисчерпаемый источник живого просторечного языка, выражение духовной культуры и многовековых традиций белорусского народа. Ведь очерки впервые переиздаются полностью, все восемь частей — под одной обложкой. Высокое качество современной полиграфии дает книге не только вторую жизнь, но и возможность быть по достоинству оцененной новыми поколениями читателей.

Никифоровский – не обычный собиратель фольклора, разных пословиц-поговорок, а чрезвычайно наблюдательный бытописатель, стремящийся не упустить ни одной мелочи, ни одной детали. Будь то описание телеги либо ткацкого станка, возьмись он говорить о людях или о нравах, в их среде царящих…Устным народным творчеством Николай Яковлевич «заболел» ещё в детстве, слушая рассказы бабки Настасьи, а впервые записывать обычаи и обряды начал 18 лет отроду, когда учился в Витебске, в семинарии.

Возвращаясь в родное село на «побывку», он воскрешал в памяти подзабытое – сезонные работы, деревенские игрища, свадьбы, похороны, крестины. «Приходилось кое-когда ночевать и в курной хате, — писал он впоследствии, — и на теплых полатях, и на «горе», и в сенях под пологом; едать за общим, бесхитростно предложенным столом, нераздельно с хозяйскою семьею… Я стал регулярным посетителем села, которое продолжал любить, несмотря на долголетнюю запертость в городе». Собственно, вот в этих словах и надобно искать причину его успеха как этнографа, — в его любви к полному тягот и лишений укладу жизни белорусских крестьянин, который он не поленился досконально изучить и исследовать. Работы Никифоровского уже при жизни были высоко оценены российским научным сообществом, а сам он обрел признание и награды, хоть и продолжал довольствоваться ролью скромного учителя гимназии в родной Беларуси.

Так о чем же всё-таки «Очерки»? Кому следует их читать? Понятно, что адресована книга прежде всего тем, кто интересуется историей. Много пользы из неё извлекут литераторы. Из нее можно узнать о музыкальных пристрастиях белорусов, статусе женщины в обществе и семье, социальных пороках, материальном положении различных групп населения в первые десятилетия после отмены в России крепостного права. Правда, информация эта «для переваривания» достаточно тяжела — из-за постоянно упоминаемых грустных реалий того времени – нищете, болезнях, бесправии. Никифоровский старался быть не только максимально подробным, но и объективным. И за это ему отдельное спасибо.

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *