Андрей Иванов: Транспорт и его инфраструктура играет одну из ключевых ролей в повышении благосостояния наших народов

Заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси рассказал о создании единого транспортного пространства России и Беларуси

В ходе прошедшей в декабре прошлого года научно-практической конференции «Союзное государство: достижения, проблемы, перспективы» заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси Андрей Иванов выступил на заседании секции, посвященной развитию транспортной инфраструктуры. Он рассказал о создании единого транспортного пространства двух стран.

Когда модератор дискуссии спросил Андрея Николаевича о том, как белорусский Минтранс оценивает перспективы строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали из Азии в Европу, белорусский замминистра ответил, что, безусловно, этот проект вызывает огромный интерес. Однако, по его словам, для Беларуси существенным является определение условий финансирования этого проекта.

Впрочем, как выяснилось из выступления Андрея Иванова, скорость перемещения по Беларуси растет – на отдельных участках она уже составляет 160 километров в час. Транзитом через территорию Беларуси проходят грузы из 60 городов Китая. А следуют эти грузы в 50 городов, расположенных в 15 странах Европы.

Отправная точка

— Беларусь и Россия — соседи, союзники и единомышленники, — сказал в своем выступлении Андрей Иванов. — У нас одинаковые цели и взаимные интересы, направленные на повышение благосостояние наших народов. При этом транспорт и его инфраструктура играет в этом процессе одну из ключевых ролей.

Именно поэтому в рамках договора о создании Союзного государства Беларуси и России от 8 декабря 1999 года предусмотрено построение единого транспортного пространства, позволяющего обеспечить скоординированное развитие транспортных комплексов и повысить эффективность перемещения пассажиров и грузов. Не ошибусь, если скажу, что наш договор стал отправной точкой для активации подобных процессов рядом стран в рамках ЕС и других образований. По территории Беларуси и России проходят важнейшие международные транспортные коридоры, и мы способны создать необходимую инфраструктуру транзитных потоков по направлениям Запад-Восток и Север-Юг.

Построение единого транспортного пространства системно осуществляется на основе реализации планов мероприятий по формированию и функционированию объединенной транспортной системы Союзного государства на 2019-21 годы, утвержденных министрами транспорта на 17-м заседании координационной сессии. Во главу угла поставлена работа по гармонизации и совершенствованию законодательных и нормативных правовых актов в области транспорта и развития системы евроазиатских транспортных связей и международных транспортных коридоров, проходящих по территории Союзного государства.

Также очень важно при формировании объединенной транспортной системы обеспечить скоординированное развитие транспортной инфраструктуры. Министерствами транспорта республики Беларусь и Российской Федерации в этой области проводятся постоянная работа по совершенствованию участков железнодорожных путей и автомобильных дорог, являющихся составной частью международных транспортных коридоров, соединяющих западную Европу с европейской частью России.

По шпалам

— Модернизация железнодорожной инфраструктуры, — продолжил Андрей Иванов, — реализуется в рамках программы совместных действий ООО РЖД и Белорусской железной дороги на основных направлениях осуществления международных пассажирских и грузовых перевозок в период до 2020 года. В рамках развития второго международного транспортного коридора ведется работа по строительству путепроводных развязок, устранению мест, имеющих ограничение пропускной способности. Реализуются проекты по устройству контейнерной площадки на станции Брест-Северный и других.

В рамках работ по электрификации железнодорожных участков проводится работа по модернизации устройств железнодорожной автоматики, телемеханики в связи с переходом на современные микропроцессорные системы. Проводится планомерная работа по повышению скоростей движения пассажирских поездов, которые на отдельных участках второго международного транспортного коридора уже составляет до 160 км в час.

Созданные в республике условия для транзита грузов позволили организовать более двух десятков специализированных контейнерных ускоренных железнодорожных поездов. Порядка 90% всех железнодорожных перевозок из Китая и Европы и в обратном направлении осуществляется транзитом через Беларусь. География сухопутных маршрутов с каждым годом расширяется. Поезда уже следуют из 60 городов Китая в направлении 50 городов в 15 европейских стран. В 2018 году сообщения Китай и Европа поездами перевезено порядка 325 тысяч контейнеров. К 2025 году мы совместно с коллегами из России прогнозируем транзитно перевозить порядка 1 миллиона контейнеров в год. Это в полной мере соответствует плану мероприятий по формированию и функционированию объединенной транспортной системы Союзного государства в части расширения рынка транспортных услуг.

По асфальту

Плотность автомобильных дорог в республике Беларусь составляет 419 километров на одну тысячу квадратных километров территории, — сказал далее Андрей Иванов. — Это один из самых высоких показателей среди стран СНГ. Ряд магистральных автомобильных дорог Беларуси соответствует первой категории. В ноябре текущего года в Москве подписана схема автомобильных дорог Союзного государства и план мероприятий по их совершенствованию. Документы разработаны Министерствами транспорта России и Беларуси в соответствии с решением координационной комиссии по формированию, обеспечению и функционированию объединенной транспортной системы Союзного государства.

План мероприятий по совершенствованию автодорог Союзного государства включает дороги по направлениям Москва-Минск-Брест, Брест-Гродно, Санкт-Петербург-Псков-Витебск-Минск-Гомель, Минск-Псков, Брянск-Гомель-Брест, Орел-Смоленск-Витебск-граница Латвии, Москва-Бобруйск-Брест. План также содержит описание технических характеристик автодорог с указанием ответственных исполнителей.

Кроме того, предусмотрены конкретные мероприятия по развитию участков автомобильных дорог. В частности, это строительство транспортных развязок, капитальный и текущий ремонт, реконструкция и модернизация отдельных участков, ремонт мостовых сооружений, осуществление строительно-монтажных работ. Отсюда вытекает несколько важных задач. Доведение уровня автодорог, обеспечивающих международный транзит, до уровня автомагистралей с обеспечением соответствующих транспортно-эксплуатационных характеристик, уровня удобства движения, скоростей перемещения и уровня сервиса, обеспечения высокого уровня безопасности дорожного движения, создания системы цифровой прослеживаемости – все это позволит привлечь дополнительные грузопотоки и снизить время продвижения транспорта в пути.

В целом подписанные документы дают возможность синхронизировать усилия по совершенствованию основных дорожных магистралей, связывающих два государства. Для безопасного и комфортного движения транспортных средств по территории нашей страны проводится система по совершенствованию дорожно-транспортной инфраструктуры. Одним из перспективных направлений, на наш взгляд, в этой сфере является развитие автомагистрали Санкт-Петербург – Минск, которая существенно позволит сократить расстояние, по сравнению с традиционным маршрутом. Не менее важным проектом по реконструкции автомобильных магистралей является реконструкция автомобильной дороги М-10 – граница Российской Федерации (Селище) – Гомель – Кобрин, которая сократит расстояние перевозки грузов автомобильным транспортом в направлении Азия-Россия-Беларусь-Европа на 150-200 километров. Проект планируется выполнить на условиях государственно-частного партнерства. Мы заинтересованы в том, чтобы скоординировать работы по этой автомагистрали с планами строительства в России автомобильного транспортного маршрута «Меридиан».

Под крылом самолета

— Не менее важным проектом, реализованным Минтрансом Беларуси в области гражданской авиации, является модернизация инфраструктуры аэропортов, средств аэронавигационного обеспечения, спецтехники, технологического оборудования и развития комплекса сервисных услуг, — говорит Андрей Иванов. — Проведенная в республике работа позволила по итогам 2018 года национальному аэропорту «Минск» стать победителем конкурса «Лучший аэропорт стран-участниц СНГ». На территории аэропорта введена в эксплуатацию вторая взлетно-посадочная полоса, внедрены технологии, позволяющие упростить оформление и таможенное декларирование при транзите грузов через территорию республики. Авиакомпании страны обновили свой флот современными воздушными судами, что создало основу для рассмотрения вопроса о развитии межрегиональных перевозок между городами России и Беларуси.

Создание международного логистического центра на базе национального аэропорта «Минск», расположенного в непосредственной близости от китайско-белорусского индустриального парка «Великий Камень», а также строительство в особой экономической зоне «Бремино-Орша» логистической инфраструктуры позволит Беларуси в перспективе стать важнейших аэрохабом в Восточной Европе. Совершенствуя транспортную инфраструктуру и технологию перевозок, мы не добьемся значительного результата без применения современных информационных технологий. Эта идея активно продвигается в рамках Евразийского экономического союза, где разработан проект по формированию пространственной структуры экосистемы цифрового транспортного коридора.

Цифровизация транспортной системы

— В Беларуси проводится работа по автоматизации многих процессов на транспорте, — акцентирует внимание Андрей Иванов. — Белорусские железные дороги при осуществлении грузовых перевозок ряд юридически значимых перевозочных товаросопроводительных, коммерческих и иных технологических документов имеет электронный вид и обрабатывается автоматизированной системой «Электронная перевозка». В таможенных органах применяется программное обеспечение, позволяющее автоматизировать процедуру обработки информации по товарам, перемещаемым через автодорожные пункты таможенного оформления из Беларуси в Россию и обратно. Комплексные работы по цифровизации транспортной системы проводятся и в Российской Федерации. Взаимодействие в этом вопросе существует. Чтобы в дальнейшем не проводить работу по унификации, считаю, что оно должно быть более интенсивным.

Процесс создания единого транспортного пространства в первую очередь направлен на снятие барьеров на пути товарных потоков и увеличения объемов транзита товаров через более эффективные и четко отработанные финансовые механизмы. Это позволит создать устойчивую экономическую среду и снизить риски для бизнеса. Наибольшего эффекта в рамках Союзного государства достигли представители железнодорожного транспорта, которым удалось создать единого оператора на базе ОАО «Объединенная транспортная логистическая компания». Это позволило в полной мере при реорганизации перевозок и формировании тарифов использовать преимущества принципа «Одно окно».

Транзитный потенциал

— Однако дальнейшее развитие транспортного потенциала Союзного государства содержит наличие определенных барьеров, — считает Андрей Иванов. — В этой связи необходимо ускорять принятие решений, которые облегчили бы возможность использовать транзитный потенциал наших стран эффективнее. Так, низкий уровень страхового покрытия по зеленой карте до 3000 евро, большие потери времени перевозчиков на проверку документов контрольными службами, наличие разрешительной системы для осуществления перевозок из третьих стран, различные уровни налогообложения и валютного регулирования оказывают негативное влияние на скорость перемещения грузов и, соответственно, на экономику наших стран. Поэтому для увеличения объемов транзитных перевозок в рамках Союзного государства необходимо продолжить совершенствование организации таможенного оформления грузов на внешней границе на основе расширения практики применения уполномоченных экономических операторов и повсеместного внедрения технологии электронного документооборота. В Беларуси и в России в настоящее время организована работа порядка 550 таких операторов. Однако это в 45 раз меньше, чем в США и в 25 раз меньше показателя по Евросоюзу.

Считаем, что расширение практики применения полномочных экономических операторов создаст условия для снижения доли транспортно-логистических издержек в стоимости товаров. Снятие перечисленных барьеров позволит значительно повысить эффективность реализации процессов в области транспортной деятельности. Перспективы направления международного сотрудничества республики Беларусь и России, которая может положительно повлиять на процесс развития транспортно-логистической инфраструктуры Союзного государства является участие в проекте «Один пояс – один путь». Так же мы с большим вниманием рассматриваем реализацию мегапроекта и создание пространственных транспортно-логистических коридоров на территории Российской Федерации, соединяющих Азиатско-Тихоокеанский регион и Европейский союз, включающего создание высокоскоростного железнодорожного комплекса и Северного морского пути. При этом считаем целесообразным научно обосновать систему перераспределения грузопотоков и учитывать риски для экономики государств.

В заключение хочу отметить, что транспортным ведомством Беларуси и России проводится планомерная работа по реализации мероприятий по формированию и функционированию объединенной транспортной системы Союзного государства. Реализуются меры по снятию барьеров на пути продвижения транспортных потоков, совершенствуются условия транзитов, что позволяет создавать крепкую основу для дальнейшей интеграции транспортного пространства Беларуси и России. Рассчитываю, что предложения и рекомендации конференции помогут лучше скоординировать условия наших ведомств в решении этих и других вопросов и будут соответствующим образом трансформированы в практические решения.

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *