Без провинциальных комплексов

Сначала поясню читателю, далекому от наших региональных реалий, почему газета Ивановского района Брестской области называется «Янаўскі край».
Название «Иваново» – относительно новое, закрепилось за городом только в послевоенное время. Для многих жителей региона прежнее название – Янов – остается привычным и употребляемым. С ним можно столкнуться везде: в названиях предприятий, организаций, мероприятий. «Янаўскія прысмакі», «Янаўцы», «Янов Этос», «Яновское», «Янаўскі кірмаш», «Янов-Техно», «Янаўскі ровар» – список можно продолжать.

Поэтому, когда мы решили осовременить название издания, предложили читателям самим определиться – будет называться газета ивановской или все-таки яновской. В результате на читательское голосование было вынесено три варианта: «Янаўскі край», «Янаўскі прастор» и прежнее название «Чырвоная звязда». Победил первый из названных вариантов. В совокупности же «Янаўскі край» и «Янаўскі прастор» набрали более 85 % голосов тех, кто поучаствовал в голосовании на сайте газеты.
Сегодня «Янаўскі край» выходит тиражом 6300 экземпляров, занимает в Брестской области третью позицию по насыщенности районной газетой на тысячу жителей (166 экземпляров). Рентабельность по итогам 2019 года составила 12 %. Основу тиража составляет индивидуальная подписка – более 5000 экземпляров. Ведомственная – 234. Остальная часть тиража распространяется через киоски Белсоюзпечати и торговую сеть. Уже девять лет, как редакция находится на самоокупаемости, обеспечивая коллективу вполне достойную по районным меркам зарплату и комфортные условия труда.
Определенное снижение тиража печатной версии, несмотря на высокий показатель насыщенности, все-таки есть. Сайт, который за время своего существования пережил уже четыре полноценные «реинкарнации», наоборот, наращивает число посетителей.

Со второго полугодия 2019 года «Янаўскі край» перешел в формат еженедельника.
К идее перехода на одноразовый выход наш коллектив подтолкнули проходившие в январе – феврале 2019 года на факультете журналистики БГУ курсы для начальников отделов компьютерной верстки и главных редакторов районных газет. В ходе курсов нам изложили ряд рекомендаций по усовершенствованию дизайна печатных версий газет. В частности, высказали замечания по использованию цветности, размеру газетного шрифта, величине фотоснимков.
После курсов мы проанализировали верстку и дизайн ряда зарубежных изданий, подготовили новый, более современный вариант газеты. Изменения планировались исходя из учета возрастных предпочтений. Для молодого читателя сегодня большую роль играет визуальная составляющая, т.е. броский снимок и крупный шрифт, поэтому новый формат печатной газеты призван привлечь внимание молодой аудитории уже привычным для нее форматом по электронным носителям информации. Для старшего поколения, в меньшей степени использующего электронные гаджеты, больший снимок и шрифт необходимы в силу физиологических особенностей. Об этом в своих обращениях в редакцию неоднократно говорили читатели пожилого возраста.
Такие изменения, однако, требовали либо увеличения полосности, либо уменьшения количества информации. Естественно, мы выбрали первый путь. Было необходимо добавить четыре полосы, при этом не сильно увеличив финансовую нагрузку на подписчика. Просчитав различные варианты, пришли к выводу, что оптимальным для нас выходом станет переход на одноразовый выпуск в неделю объемом 28 полос.
Обычно при таких радикальных изменениях мы советуемся с читателем. Но не в этот раз. Мы изначально были уверены, что именно подобный вариант благосклонно встретит большинство подписчиков. Несколько лет назад у газеты было два подписных индекса: для полного комплекта издания и отдельно для пятничного выпуска. Практика показала, что примерно 75 % читателей предпочитали одноразовый вариант выхода. Во вторничном номере читатели не то что рекламу – соболезнования предпочитали не публиковать.

Игорь Гетман,
главный редактор районной газеты «Янаўскі край»

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *