«Газета должна анализировать, обсуждать, комментировать и оценивать»
Екатерина Музыченко, начальник главного управления идеологической работы и по делам молодежи Могилевского облисполкома, рассказала «Журналисту» о работе СМИ региона, о том, как творческие сотрудники редакций повышают свои профессиональные навыки, и о вызовах времени, с которыми необходимо работать.
– Как в вашем управлении строится сотрудничество с региональными СМИ?
– Сотрудничество нашего управления с местными СМИ строится как на долгосрочном планировании, так и на работе практически в онлайн-режиме.
Главное управление разрабатывает и направляет в СМИ медиапланы по организации освещения наиболее значимых для области событий, предлагает информационные поводы, проводит пресс-мероприятия. Традиционными стали ежемесячные пресс-конференции в областном медиацентре, пресс-туры, организация и работа пресс-центров международных форумов и фестивалей.
Чтобы определить, какие темы актуальны для жителей региона, совместно с отделом социологических исследований и информационно-аналитической работы информационного агентства «Могилевские ведомости» проводим социологические исследования и экспресс-опросы.
Сейчас одни из самых актуальных вопросов в нашей работе – исследование медийного пространства, изучение приоритетов общества в выборе источников информации в регионе, качество предоставляемых информационных услуг. Чтобы изучить эти вопросы, в этом году мы проведем исследование «Изучение возможностей СМИ, их непосредственного воздействия на социально-экономические, политические и духовно-нравственные стороны функционирования общества».
Безусловно, развитие медиапространства приводит к росту требований к уровню профессионального мастерства журналиста. В целях обмена опытом и повышения квалификации журналистов мы проводим дни редактора для руководителей региональных СМИ и целевые секции для журналистов. Популярным и востребованным стал областной форум молодых журналистов. В регионах проводятся целевые площадки по распространению опыта идеологической работы, в том числе журналистской, а также ежегодная учеба редакторов интернет-ресурсов СМИ.
В 2020 году дан старт работе студии «PRO медиа» информационного агентства «Могилевские ведомости», где будут повышать квалификацию и проходить обучение не только журналисты, но и пресс-секретари, работники организаций и предприятий области, ответственные за взаимодействие со СМИ.
Чтобы оценить работу региональных СМИ и стимулировать их совершенствоваться, мы ежегодно проводим областное соревнование среди государственных средств массовой инфомации.
– Как вы оцениваете работу региональных СМИ Могилевской области?
– Я без преувеличения отмечу, что в последние годы СМИ Могилевской области активно развиваются. Меры по совершенствованию региональной прессы еще далеко не исчерпаны. Во многом успех зависит от гибкости, постоянного изучения тематических приоритетов, а также творчества и компетенции коллективов местных СМИ.
Мы понимаем, что необходимое условие развития современной прессы – медиаконвергенция. СМИ Могилевской области стали уже самостоятельными мультимедийными центрами, они осуществляют работу на различных информационных площадках. Яркий пример тому – областной медиахолдинг «Могилевские ведомости», который готовит и распространяет четыре средства массовой информации. Одно из них – сетевое издание mogilevnews.by.
Не отстают и районные центры. Городской медиахолдинг «Бабруйскае жыццё» объединяет различные информационные ресурсы: газету, телеканал «Бобруйск 360», вещающий в сетях кабельного оператора и в пакете интерактивного телевидения, радио «Зефир ФМ», новостной портал bobrlife.by. На базе редакции шкловской газеты «Ударны фронт» функционирует центр полиграфических услуг и осуществляется издательская деятельность. В редакции белыничской газеты «Зара над Друццю» работает районный пресс-центр и центр оперативной полиграфии. При редакции могилевской районной газеты «Прыдняпроўская нiва» действует литературно-музыкальная гостиная «Узлёт». Подобные примеры можно привести в деятельности каждой редакции СМИ области. Это все еще раз подтверждает – медийное поле Могилевщины не стоит на месте.
Постоянно совершенствуются интернет-ресурсы СМИ области. Сайты становятся более удобными, приобретают новый внешний вид, качественно новое содержание. Эффективно используется технология QR-кодирования. Многие редакции ведут работу в шести и более соцсетях и мессенджерах. Бобруйское городское радио и шкловское телевидение разработали мобильные приложения. Есть и определенные достижения нашей работы в глобальной сети. К примеру, сайт Могилевского областного исполнительного комитета стал обладателем интернет-премии «ТИБО-2019».
На мой взгляд, упор еще следует сделать на повышение квалификации и переподготовку творческих кадров. Наши журналисты каждый день учатся писать по-новому – осваивать новые стили в подаче материалов для различных медийных платформ.
В текущем году мы акцентируем внимание на работе в интернете, регистрации новых сетевых изданий, а также монетизации интернет-ресурсов.
– Какие темы и проблемы вы считаете приоритетными для региональных СМИ?
– Местная пресса востребована людьми именно потому, что у
региональных СМИ есть очевидное преимущество: они пишут о местных событиях, а ее герои – это местные жители.
Контент-анализ региональных СМИ показывает, что большинство публикаций посвящено социальной сфере. Приоритетность проблематики складывается следующим образом: ЖКХ, сельское хозяйство, промышленность и строительство, общие вопросы экономического развития региона, борьба с преступностью, вопросы экологии, здравоохранения, демографическая ситуация в регионе, социальное обеспечение, искусство, наука, образование и другое.
Важнейший ресурс социально-экономического развития страны – человек, его творческий потенциал, навыки и способности к разработке новых идей и их эффективной реализации. Я с уверенностью скажу, что этой теме посвящаются публикации и сюжеты во всех СМИ области.
Не стоит забывать и об отражении проблемных вопросов. СМИ должны раскрывать суть проблемы, а читатели – видеть и понимать, что за процессом рассмотрения каждой проблемной публикации стоит не отписка, а слаженная работа. Критические выступления и реагирования на них наравне с аналитикой помогают нам разбираться в ситуации, в причинах ошибок, приведших к этим ситуациям.
Создаются и публикуются творческие проекты, проводится исследовательская и краеведческая работа, активно привлекаются к сотрудничеству с местной прессой политические медиаэксперты.
В 2020 году телеканал «Беларусь 4. Могилев» запустил новые проекты. Один из них – проект «Территория людей» – расскажет, как на практике реализуются основные направления Конвенции о правах инвалидов, которую подписала и Беларусь. Второй – «Пути Победы» – посвящен 75-летию Великой Победы. Одной из главных тем СМИ в этом году стала тема реконструкции мемориального комплекса «Памяти сожженных деревень Могилевской области» в д. Борки Кировского района. Уже началась подготовка к запланированному в 2020 году в городе Белыничи Дню
белорусской письменности. И к этой работе со своими творческими проектами подключилась каждая редакция.
Очень важно также, особенно в Год малой родины, донести до населения все лучшее, что было создано в нашей стране, регионе за последнее время. Это и обновленные учреждения здравоохранения, и развитая сеть учреждений социальной сферы, и новые современные производства, выпускающие инновационную продукцию, и работа агропромышленного комплекса, и многое другое.
– Как, на ваш взгляд, привлечь новых читателей к региональным газетам? Как редакциям завоевывать доверие молодежи?
– В наш информационный век «быстрая и краткая» журналистика становится прерогативой интернета, новостных выпусков телевидения и радио. Традиционные СМИ должны сохранить свою нишу в национальном медиапространстве. Редакциям необходимо окончательно уйти от практики дублирования новостей в печатной версии и электронных ресурсах. В местных СМИ должна присутствовать качественная аналитика, профессиональный комментарий, публикации колумнистов, экспертов по разным направлениям. Газета должна анализировать, обсуждать, комментировать и оценивать.
Интересны в этом направлении журналистские проекты СМИ области. Например, авторская колонка «Наедине со всеми» спецкорреспондента информагентства «Могилевские ведомости» Виктора Кубеки, аналитический творческий проект «Особое мнение» журналистов газеты «Бабруйскае жыццё», колонка «Душа нараспашку» журналиста газеты «Голас Касцюкоўшчыны» Натальи Толкачевой, проект «Точка зрения» журналиста газеты «Веснiк Магiлёва» Юрия Романова и многие другие.
В век стремительного перераспределения информационных потоков в пользу интернета, в недрах которого почти каждый год рождаются новые сервисы и возможности, читатель уходит в глобальную сеть, особенно молодая аудитория – то поколение людей, к которому информация приходит
преимущественно через соцсети и мобильные приложения. При этом в целом молодые люди проявляют активную заинтересованность в информации.
Произошла смена модели традиционного чтения. Интернет стал естественной «средой обитания» читателей. Молодому поколению следует учиться правильно ориентироваться в потоках информации, критически ее оценивать, читать вдумчиво. Тем более мы начинаем замечать возрастающий интерес молодежи к периодике.
Поэтому важно создавать традиционный новостной продукт более привлекательным для молодежи: готовить статьи, ориентированные на местных читателей молодого возраста, уходить от шаблонных текстов. Еще, на мой взгляд, немалую роль в привлечении интереса молодежи к СМИ сыграет ее непосредственное участие в подготовке информационного продукта.
В Могилевской области есть немало тому примеров. Мы сотрудничаем с историко-филологическим факультетом Могилевского государственного университета имени А.А. Кулешова: привлекаем студентов специальности «Журналистика. Печатные СМИ» к участию в форумах, выставках, семинарах, пресс-мероприятиях. Студенты самостоятельно реализуют различные медийные проекты: «Студенческая пресс-служба», электронная газета «Наша версия» (она дважды признавалась лучшей в Республике Беларусь), студенческое телевидение «MSU News», дискуссионный журналистский клуб «#Подземка».
Есть яркие примеры творческой работы в журналистской среде школьников. В гимназии города Мстиславля с января 2019 года стартовал проект «Межшкольное телевидение Мстиславского района» – MTVM. Молодежный медиацентр объединяет все школы района в единую информационно-образовательную сеть. Интересные программы для молодежи и с участием молодежи выходят в эфире телеканала «Беларусь 4. Могилев»: «#Хештег», «IV студия», «Ранехонько».
Таким образом, привлекая молодежь к подготовке информации, мы
формируем ее интерес к официальным источникам информации, к профессиональной и достоверной журналистике.
– Как, по вашему мнению, должно строиться общение журналистов и представителей власти?
– Авторитет местных органов власти во многом зависит от информационной работы самих управленцев во взаимодействии со СМИ. Источниками, из которых население черпает сведения о деятельности местных органов власти, согласно социологическим исследованиям, проведенным в области в 2019 году, 60 % респондентов назвали СМИ.
Возможности власти заключаются не только в наличии информационных источников, но и в способности через них общаться с населением, слышать запросы различных социальных групп, проблемы и предложения граждан, знать болевые точки общества, вести эффективную информационно-разъяснительную работу.
Право граждан на информацию в полной мере реализуется исходя из того, что деятельность государственных органов должна протекать публично. Поэтому технологии, используемые СМИ, направлены прежде всего на грамотное и эффективное построение отношений «государственные органы – общество», что, безусловно, требует от журналистов высокопрофессиональных умений и навыков.
Совершенствование каналов общения, создание новых способов передачи и восприятия двустороннего потока информации – главная задача в информационном обществе.
Оперативная и актуальная информация «из первых уст», объективные разъяснения и комментарии, интересный, востребованный, а главное, достоверный контент, организация обсуждений актуальных вопросов местного значения – основные аспекты формирования положительного имиджа региона.
Социальные медиа помогают нам, представителям государственных органов, видеть в режиме реального времени вопросы, волнующие граждан.
Соцсети сегодня можно с уверенностью назвать формой обратной связи.
К сожалению, в последнее время участились случаи публикации «информационных вбросов» – то есть заведомо ложных новостей, искаженных фактов, цель которых – манипулирование общественным мнением в целях дестабилизации ситуации. Наше управление реагирует на фейк-ньюс максимально полно и оперативно.
В информагентстве «Могилевские ведомости» работает медиацентр, в котором ежемесячно проводятся пресс-конференции по актуальным для населения темам. Для организации более полного и предметного освещения в СМИ злободневных для нашей области тем главное управление идеологической работы и по делам молодежи облисполкома проводит пресс-конференции, брифинги, посвященные событиям и значимым мероприятиям в регионе, организовывает их освещение в региональных и республиканских СМИ.
Стала традиционной ежегодная пресс-конференция председателя Могилевского областного исполнительного комитета.
В эфире телеканала «Беларусь 4. Могилев» еженедельно выходит программа «Прямая линия», где в прямом эфире зрители могут задать вопрос экспертам в разных сферах. За время трансляции в студию обычно поступает от 10 до 30 звонков.
Зрительский интерес и доверие аудитории завоевала еженедельная итоговая информационно-аналитическая программа канала «Беларусь 4. Могилев» «Днями», гостями которой являются руководители структурных подразделений облисполкома, организаций области, а также заместители председателя Могилевского облисполкома.
Массмедиа области анализируют, обобщают обращения граждан. С этой целью журналисты принимают участие в проведении приемов граждан руководством органов местной исполнительной власти, в работе информационно-пропагандистских групп, дней животновода, в ходе встреч с населением по месту жительства, посещений предприятий, организаций.
Каждой редакцией налажена обратная связь с читателями, слушателями и зрителями посредством проведения горячих линий, приемов граждан редактором, опроса, организации работы в социальных сетях и возможностью комментирования на сайте.
Для СМИ нет важнее задачи, чем организация полноценного диалога власти и людей, служить индикатором настроений общества.
Главная задача – получить эффективный механизм обратной связи и иметь возможность выявления и устранения проблем, волнующих население.
С учетом доверия населения к местной прессе каждый журналист также должен предельно внимательно отслеживать интернет-пространство, анализировать информационные потоки, проводить постоянный мониторинг общественного мнения по важнейшим вопросам социально-экономического развития.
Региональная пресса Могилевщины не может себе позволить так называемую успокоенность, нежелание что-либо менять, расти профессионально. И что, как не местные средства массовой информации, может повлиять на повышение зрелости общественного сознания, оказать воздействие на процессы жизнедеятельности региона и всей страны.
Екатерина Каплун