Народный контроль в виртуальном пространстве

Сегодня в сети часами «зависает» и стар и млад. Теперь именно здесь, в виртуальном пространстве, значительная часть белорусов читает новости, общается, продает и покупает, знакомится, работает и отдыхает, словом – живет. И если несколько лет назад центром такой жизни были веб-сайты, то теперь она переместилась в социальные сети. Согласно данным Национального статистического комитета, только 3 % белорусов в возрасте от 16 до 24 лет не пользуются соцсетями. Среди белорусов в возрасте 6–10 лет в них «сидят» более 42 %, 11–15 лет – почти 86 %, 25–54 года – более 76 %, а 55–64 года – более 61 %. При этом от 11 до 21 % пользователей интернета в Беларуси наряду с другими целями используют сеть для взаимодействия с органами государственного управления.

Нельзя не сказать и о том, что в потреблении информации в интернете при всех положительных сторонах данного процесса есть и существенные минусы. Главным, на мой взгляд, является бесконтрольность размещения различной информации, что приводит к тому, что наряду с правдивыми сведениями появляются и недостоверные. Это позволяет так называемым независимым ресурсам – сайтам и группам – распространять откровенные фейки, провоцировать и раздувать скандалы, очернять органы власти и в конечном итоге формировать ложные установки в сознании людей, манипулировать ими для достижения своих целей. При этом подобные ресурсы пытаются монополизировать роль защитников интересов простых людей.

К сожалению, хватает в Рогачевском районе и так называемых профессиональных жалобщиков, которые не только заваливают организации, учреждения и органы власти своими далеко не всегда обоснованными претензиями, но и вываливают весь этот негатив в интернет, давая тем самым обильную пищу для местных деструктивных ресурсов.

Как противостоять этой мутной волне критики, выбить почву из-под ног у безответственных критиканов? Ответ прост: нужно дать жителям альтернативу – канал, где можно было бы в любое время дня и ночи задать волнующий вопрос, высказать свою жалобу, претензию и оперативно получить на них ответ должностных лиц, минуя при этом такие затянутые по времени процедуры, как официальное обращение в учреждение или организацию, запись на личный прием, звонок на прямую линию. Именно с этой целью и был задуман интернет-проект «Народный контроль Рогачева».

И его идея, и его реализация – плод совместных усилий редакции газеты «Свабоднае слова» и отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома. Вместе мы разрабатывали логотип, положение и определили в качестве площадки для него самую популярную в Республике Беларусь социальную сеть – «ВКонтакте». Нашли мы поддержку своих усилий и у руководства района. Председатель райисполкома лично утвердил Положение интернет-проекта «Народный контроль Рогачёва», заметив при этом, что лучше мы сами будем видеть все наши недостатки, с правильной позиции освещать имеющие место негативные факты в работе и оперативно информировать жителей района об устранении волнующих их проблем, чем этим займутся наши оппоненты, постоянно пытающиеся извратить ситуацию, как-то опорочить власть, ввести людей в заблуждение.

Новый проект стал работать с 1 июля 2018 года. Начали поступать первые обращения. Темы обращений были самыми разными: плохая работа коммунальщиков, жалобы на качество медобслуживания, нарушения правил парковки автотранспорта. На все обращения оперативно готовились и публиковались ответы. При этом данные публикации репостились в группах «Свабоднага слова». Регулярно рекламировали мы интернет-проект «Народный контроль Рогачева» и в печатной версии «районки».

Благодаря такому подходу нам удалось успешно решить несколько значимых для города и района проблем, которые могли получить широкий резонанс. Так, жители агрогородка Заполье пожаловались на неудовлетворительное качество водопроводной воды. В ходе изучения проблемы соответствующими службами были предприняты реальные шаги для ее решения: проведены лабораторные исследования качества воды промывка водопровода, на 10 % снижены тарифы за водопользование для жителей данного населенного пункта, намечено открытие в Заполье второй артскважины. Все это было отражено в ответе на обращение, который опубликован и на странице проекта, и в районной газете. В итоге разгорающийся конфликт был переведен в плоскость практического решения.

Жительница Рогачева в феврале текущего года пожаловалась в «Народный контроль Рогачева» на одно из отделений районной больницы: невозможно принять душ, так как не спускается вода. Свое обращение она сопроводила фотографиями. В тот же день на странице проекта был опубликован ответ, в котором сообщалось, что в отделении начат монтаж душевой кабины. К ответу были прикреплены соответствующие фото. Проблема была оперативно решена.

В настоящее время участниками проекта стали 994 рогачевца. Это, конечно, несравнимо с аудиторией отдельных ресурсов. Однако, в отличие от наших оппонентов, у которых количество комментариев и «лайков» от общего числа участников составляет мизерный процент, в сообществе «Народный контроль Рогачева» можно наблюдать высокую вовлеченность аудитории – каждая опубликованная там новость активно обсуждается, репостится.

Какие же цели удалось достичь с помощью «Народного контроля Рогачева»?

Во-первых, сформирован информационный канал с высокой степенью доверия, посредством которого любой житель Рогачевского района может оперативно сообщить о волнующих его проблемах, недостатках в работе органов власти, учреждений и организаций.

Во-вторых, деятельность «Народного контроля Рогачева» стимулирует должностных лиц к более активной работе в соцсетях и мониторингу общественного мнения местного сообщества.

В-третьих, важно, что, хотя и незначительно, удалось снизить «жалобную» нагрузку на органы власти, учреждения и организации. Так, практически ни одно обращение, поступившее в «Народный контроль Рогачева», не было затем продублировано в адрес тех или иных юридических лиц.

В-четвертых, оперативно решен ряд волнующих людей проблем, компетентно разъяснены спорные вопросы, а это положительно сказывается на имидже власти.

Следует также отметить, что удалось в зародыше задушить несколько «информационных вбросов», минимизировать имиджевые потери от некоторых информационных атак как для отдельных организаций и учреждений, так и для района в целом.

Безусловно, несмотря на определенные успехи, работа интернет-проекта «Народный контроль Рогачева» пока далека от совершенства, ведь нам самим еще предстоит узнать и многое опробовать на практике. Убеждены, что научиться непростому искусству информационного противоборства в социальных сетях – жизненно важная задача для региональных СМИ.

Андрей Шишкин, главный редактор газеты «Свабоднае слова», г.Рогачев

Информация подготовлена по материалам журнала «Журналист»

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *