О работе районной газеты в современных условиях и перспективах преобразования в конвергентное СМИ
Будущее СМИ зависит от их конвергентности. Именно поэтому необходимо продолжать развитие мультимедийной составляющей изданий. Задача редакций – обеспечить постепенную трансформацию традиционных печатных изданий в конвергентные. Сегодня средствам массовой информации необходимо бороться за сохранение и рост читательской аудитории. Что делается по реализации этих целей газетой «Перспектива»? Рассказывает Тамара Рудак — главный редактор гродненской районной газеты «Перспектива».
— Сегодня наша газета заметно выделяется на медийном поле республики. И все потому, что постоянно находится в творческом поиске. Как в плане своей привлекательности, так и по наполняемости. Ориентиром в этом служат зарубежные издания. В частности, поучителен шведский опыт, а также немецкий. Не скажу, что редакция старается копировать те или иные бренды, но берет их за основу. Порой, может, не совсем удачно, но не стоит на месте.
Не так давно я была на курсах в БГУ, где получила возможность с помощью специалистов взглянуть на издание глазами своих коллег, отметить положительные стороны и обратить внимание на те проблемы, которые требуют решения.
Главную проблему в нашей деятельности можно было бы определить как экономическую. Она самым непосредственным образом связана с проблемой востребованности издания и его популярности.
Не секрет, что многие рекламодатели Гродненского района предпочитают размещать свою рекламу в городских газетах. Да и такие небедные организации, и как «А1», «МТС», банки, салоны красоты, гипермаркеты, наши предложения о сотрудничестве откладывают в долгий ящик. А вот с другими сельскими регионами они охотно идут на контакт. Потому мы решились на такой ответственный шаг, как регистрация газеты в газете «PROГОРОД».
Реклама – это живые деньги в кошельке редакции. Но добыть их очень сложно. Потому приходится держать в штате три единицы рекламных редакторов, которые, словно шахтеры руду, ежедневно «добывают» потенциальных рекламодателей.
Теперь о тиражной политике. Практика показывает: ошибки в определении оптимального тиража чреваты серьезными неприятностями. С низким тиражом мало надежды получить выгодную рекламу: для рекламодателей тираж издания – один из самых главных аргументов. Немногим лучше завышенный тираж. При его росте приходится закупать больше бумаги и оплачивать ее хранение. Растет оплата и типографских услуг, и распространения. Взвесив все «за» и «против», наши экономисты пришли к выводу, что оптимальный тираж «Перспективы» должен быть не менее 6 тыс. экземпляров, тогда экономия затрат на содержание издания составит 25%, то есть типографские услуги настолько будут дешевле. Реально ли его иметь? Да, и еще раз да!
На территории только нашего района проживает около 50 тыс. населения (по данным последних статистических сведений), из которого более 22 тыс. – трудоспособного возраста. По наполняемости наша газета ничуть не уступает другим, вполне презентабельна, разве что тематика публикаций несколько смущает гродненского читателя и рекламодателя. Но тот, кто ищет, всегда найдет выход. Отсюда и рождение газеты «PROГОРОД». При ее объеме 16 полос в месяц мы получили прибыль. Выпущено 58 номеров. Газету уже знают в городе, и рекламодатели потихоньку начинают активизироваться.
Рассматриваем мы и еще один вариант – развитие коммерческой деятельности. Планируем взяться за изготовление оригинал-макетов буклетов для предприятий и организаций, другой информационно-справочной продукции. В этом плане поучителен опыт соседей из Бреста и Гомеля. К слову, они поделились с нами наработками. Пока нас сдерживает отсутствие материальной базы, хотя если победит проект по линии трансграничного сотрудничества Литва-Латвия-Беларусь, над которым работает отдел культуры совместно с редакцией, то есть надежда на осуществление планов.
Важным условием реализации государственно-информационной политики является постоянная работа по повышению идейно-содержательного уровня издания. Происходит постоянное обновление рубрик, актуализация тематики в соответствии с требованиями времени. До сведения читателей всегда доводится актуальная информация республиканского уровня.
В то же время в газете недостаточно выступлений руководящих работников органов власти по актуальным вопросам. Маловато аналитических материалов по важным проблемам социально- экономической и общественно–политической жизни района.
В публикациях нередко преобладает констатация фактов без конкретного анализа состояния работы субъектов хозяйствования.
Значительное место в газете занимают публикации о состоянии дел в трудовых коллективах, выполнении ими прогнозных показателей. Пропагандируются положительные тенденции в социально-экономическом развитии организаций, предприятий. Хорошо налажена обратная связь с читателем. И не только в газете, но и на сайте. На страницах газеты нашли «прописку» более 50 рубрик. Ежемесячно выпускаются тематические страницы «Подъем», «Человек и закон», «Здоровье», «Экология», «Перекресток», «Крутящий момент», «События и факты», «Панорама», «СредаТочия» и другие. Большое внимание уделяется военно-патриотической тематике. Готовятся тематические выпуски, приуроченные к важным датам в жизни республики. К примеру, к 75-летию освобождения Беларуси – открыты рубрики «Живи и помни», «Точка на карте», «Память».
Особое внимание уделяется государственной политике по поддержке молодежи, вопросам участия молодых людей в общественной, экономической и политической жизни района. Раз в месяц выходит тематическая страница «Перекресток». Вопросы воспитания, обучения детей, работа учреждений дошкольного и общего среднего, дополнительного образования освещаются в выпусках тематической полосы «Образовательный портал». Широко представлены в газете темы морали и нравственности, работа правоохранительных органов. С целью профилактики заболеваний всесторонне освещается работа здравоохранения.
На страницах издания налажен диалог читателя и газеты. Периодически проводятся опросы населения с опубликованием в прессе ответов на проблемные вопросы. В редакции работает горячая линия. Все обращения анализируются, принимаются конкретные меры реагирования. Все руководители организаций своевременно реагируют на критические выступления. Большинство руководителей достаточно активно сотрудничают с газетой.
Восемь лет назад появился сайт учреждения. Он несколько раз претерпевал изменения. И вот в конце прошлого года появилась четвертая его версия. А вместе с ней возросла и посещаемость. Ежедневно до 2 тыс. читателей там находят интересную для себя публикацию.
Работа сайта организована так, что с него легко перейти на сайты отделов райисполкома, вышестоящих организаций и предприятий. События в стране, регионе, мнения, конкурсы, реклама – далеко не полный список тех проектов и рубрик, которые размещены на нем. И самое отрадное, что практически все пользуются популярностью. Самый высокий рейтинг у рубрики «На контроле у председателя». Оно и понятно: людям хочется знать, какие планы ставит власть, как они выполняются. К чести газеты, ее электронные версии стали разлетаться, как горячие пирожки. Кроме того, наша информация имеет привлекательность и востребована многочисленными сайтами других изданий. Мы интегрированы во всех соцсетях. Наиболее популярна информация «Перспективы» в социальных сетях – «Одноклассники», «ВКонтакте» и «Инстаграм». Это если говорить о количестве подписчиков и вовлеченности их. Это значит, что они комментируют, ставят лайки и делятся мнениями. Однако не только это должно радовать нас. Мы должны заботиться о монетизации сайта. И первые шаги в этом направлении уже сделаны. За пару месяцев получено 100 тыс. рублей.
Периодичность выхода и объемы вещания радиопередач обеспечивались согласно плану – 5 раз в неделю по проводной сети и 66,98 УКВ. В программах радиовещания освещаются, в основном, события, происходящие в регионе. Однако популярность радио сегодня небольшая. Потому назрела необходимость в том, чтобы открыть вместо него свое «РайTV». Сейчас решается вопрос его регистрации, заканчивается ремонт студии и начнется установка оборудования. Три раза в неделю по 40 минут будут идти передачи на канале «Zala». Подобраны кадры, определена тематика. И есть надежда на то, что, спустя пару недель, максимум – месяц, нас можно будет увидеть в эфире, а вместе с этим на «YouTube».
А теперь о проблемах. К сожалению, в работе коллектива редакции не все так обстоит радужно. Есть много подводных камней, которые сбивают рабочий ритм. Это, в первую очередь, отсутствие опыта у кадров, трудовой стаж которых в среднем составляет 4 года. Нехватка специалистов по рекламе. Невысокая зарплата не стимулирует желание молодежи приходить на работу в редакцию.
Возможно, если бы был такой стимул, как место в общежитии, не говоря уже о квартире, можно было бы чем-то заманить специалистов. Но этого мы тоже не может предложить. Сегодня четверо работников газеты нуждаются в жилье, ютясь на съемных квартирах, а я со страхом думаю о том, чтобы они не стали искать себе место «потеплее». Обидно, когда ты вкладываешь силы в работника, а он бежит в поисках лучшей доли. Надеюсь на то, что ситуация изменится в лучшую сторону.
Тамара Рудак, главный редактор гродненской районной газеты «Перспектива»
Информация подготовлена по материалам Республиканской научно-практической конференции «Региональные СМИ Республики Беларусь в цифровую эпоху: от локальной проблематики к информационной безопасности государства»
Источник — mediana.by.