Деревянные церкви Руси: три столетия — не срок

Участники организованного Постоянным Комитетом Союзного государства пресс-тура побывали в государственном историко-архитектурном и этнографическом музее-заповеднике «Кижи»

Чтобы попасть на остров Кижи, нужно от Петрозаводска мчаться на «Ракете» полтора часа. Точнее, на «Комете» — наша называлась «Комета-5». На воздушных крыльях она пронесла нас по одному из самых живописных озер России – Онежскому.

 – Мама, а это море? – терзал родительницу белобрысый карапуз, потому что с правой стороны берега не было. Мама отмахивалась, но парень не сдавался до тех пор, пока не увидел поросшую лесом зелень. Это была Великая губа, островов здесь не счесть. Но тот, что нужен, пассажиры заметили сразу. Потому что у самого берега взмывали в небо потрясающей красоты деревянные церкви.

Кижи – этот остров стал первым пунктом назначения пресс-тура в Республику Карелия российских и белорусских журналистов, организованного Постоянным Комитетом Союзного государства. Деревянные церкви Руси – наверное, только в этом месте можно втянуть воздух древности, увидеть, как строили наши предки. Три столетия назад на этом острове было 9 деревень, а там, где церковь, – это Кижский погост.   

Сейчас слово «погост» чаще всего обозначает кладбище. Но в старину у него было еще несколько значений. Это и храмовый комплекс, и административный центр, где решались проблемы окрестных деревень.

Слишком тяжелый

Наша «Комета» снижает ход, прилипает бортом к причалу. До церкви с полкилометра — идешь и крутишь головой, пьянея от красоты и пряного воздуха. Вот и погост.

— Раньше в этих местах на погосте ставили две церкви, — рассказывает экскурсовод Анастасия Ананьева. — Одна зимняя, теплая церковь. Другая — холодная, летняя. Вы спросите — а как же весна и осень? Но раньше год делился на две части: с Пасхи до Покрова, то есть до середины октября, — вот вам и лето, сезон сельскохозяйственных работ. С Покрова до Пасхи — это наша длинная зима. Снег, лед держится долго, несмотря на глобальное потепление.

Погост, на котором мы стоим, очень старый. Но это не первые храмы острова Кижи. Первые упоминания датируются 16-м веком. Но в самом конце 17-го века в одной из писцовых книг есть такое упоминание: «На острове Кижи на Онежском озере стоит Спасский погост, а на нем строится теплая церковь во имя Божьей матери Покрова. А прежняя церковь Преображения Господня и церковь Покрова Пресвятой Богородицы сгорели прошлым годом от удара молнии». Упоминание это датируется 1696 годом.

2020-07-27 12.47.31.JPG

Еще на погосте стоит высокая шатровая колокольня. Она датируется 19-м веком. После пожара, ее, скорее всего, тоже построили. Но, как считают специалисты, в середине 19 века она обветшала, ее разобрали и отстроили заново.

Обе церкви строили не сразу и не одновременно. По словам Анастасии Ананьиной, сначала за год-полтора отстроили теплую Покровскую церковь. Она меньше, ее можно было возвести быстро. Ведь нужно было крестить где-то детей, венчать молодых и отпевать усопших. Уже потом селяне взялись за Преображенский храм. Его строительство завершилось только в 1714 году — дата зафиксирована в летописях.

— Храм получился поистине уникальный, восьмигранный, о 22 главах, — говорит наш экскурсовод. — Но, к сожалению, сохранить это 37-метровое сооружение на здешних рыхлых почвах оказалось делом очень сложным. Он весит около 600 тонн. Это слишком большой вес, церковь начала крениться на Восток. Ее подкапывали с запада, выравнивали. И выровняли! Она простояла до середины ХХ века. А потом продолжила крениться. В какой-то момент крен стал слишком опасным, храм поставили на металлический каркас, подготовили к реставрации. И последние 12 лет шли реставрационные работы.

Совсем скоро – 19 августа, Преображенский храм откроют. А пока в него могут зайти только специальные гости. Мы – в их числе.

Как у стоматолога

На бревнах блестят стальные таблички, издалека кажется, что это шляпки гвоздей. Но нет, срубы кижских храмов делались без гвоздей. А на этих табличках — зашифрованные «координаты» бревен, их расположение в срубе. Ведь для реставрации Спасо-Преображенскую церковь частично разбирали. Причем снизу. Да-да, больше всего со временем страдали нижние венцы, реставраторы приподнимали сруб и работали с нижними рядами бревен.

— Главные проблемы церкви — плохое состояние фундамента и сруба, — рассказывает Андрей Ковальчук, начальник реставрационной службы «Плотницкий центр» музея-заповедника «Кижи». — В процессе реставрации мы постарались решить эти проблемы. К сегодняшнему дню фундамент восстановлен. Что касается сруба, то требовалась реставрация каждого в отдельности бревна. Была разработана методика, когда к каждому бревну применялся индивидуальный подход. В результате одна треть новых бревен, еще треть — отреставрированные, и еще треть — такие, с которыми мы ничего не делали. Как их положили 300 лет назад, так они и сохранили прекрасное состояние. Им столетия — не срок. В общем, у нас как у зубного врача: что можем — сохраняем, что не можем — ставим новое.

Мы поднимаемся по деревянным ступеням и заходим в Преображенский храм. Внутри тоже пришлось провести масштабные реставрационные работы: деформация всего здания не могла не сказаться на внутреннем убранстве. Но главная проблема внутреннего убранства храма — иконы. Сейчас практически весь иконостас на месте, но во время войны финские войска, оккупировавшие эти земли, вывезли многие ценности. Среди них и иконы, и утварь кижских храмов.

— После войны финны вернули нам большинство ценностей, — говорит хранитель коллекции древнерусской живописи музея-заповедника «Кижи» Евгений Евдокимов. — Многие иконы пришлось реставрировать. Теперь все они снова на своем месте. А в ближайшие дни к нам вернется еще одна реликвия. Это плащаница, которую в 19 веке передал храму один из членов семьи Ошевневых. Для нашего храма это очень значимое событие.

2020-07-27 12.58.53.JPG

За работу

Упомянув о семье Ошевневых, стоит рассказать о других достопримечательностях острова Кижи. В нескольких шагах от погоста — дом Ошевневых. Дальше поле со стогами и скирдами — таким оно было, когда на нем работали члены крестьянской семьи. Еще дальше — дом Елизаровых, мельница, кузница, лодочная мастерская… В общем, Кижи — это не только бревенчатые храмы, но и энциклопедия крестьянской жизни 200-300 летней давности.

Ошевневы были зажиточной семьей, их именем называлась целая деревня. Крестьяне сажали пшеницу и рожь, ловили рыбу, били зверя в лесах. С середины 18 века у них были собственные лавки в Петрозаводске и Петербурге.

Заходим в дом Ошевневых. На самом деле раньше он стоял совсем в другом месте, но в 50-х годах прошлого века потомки крестьян согласились передать его музею. Дом разобрали по бревнышку и перевезли поближе к погосту. И теперь каждый может прикоснуться к быту предков, живших на этих землях.

Dom_Krestian_27072020.JPG

Дом Ошевневых

 

Гостиная, детская. Еще одна гостиная, мастерская. Казалось бы, дом по нынешним меркам совсем не маленький. Однако, по словам экскурсовода Анастасии Ананьевой, в таком срубе жила вся семья. А это могло быть и 25 человек. Причем хозяйство было устроено так, что из этого дома-крепости можно было не выходить месяцами. Вот погреба с запасами, вот комнаты с печами, а вот мастерская на 2-м этаже, где стоит здоровенная шлюпка и приспособления для ткацкого дела. Женщины шьют, мужчины лодки смолят. Весной все пригодится.

Возвращаясь на пристань, мы увидели начальника реставрационной службы «Плотницкий центр» Андрея Ковальчука. Он задумчиво смотрел на вторую церковь погоста – Покровскую. Заметив нас, он сказал:

— Сейчас Преображенский храм откроем, займемся второй церковью. Здесь работы тоже очень много, нужно будет составить план реставрационных работ на годы вперед. А там – за работу.

Больше фотографий музея «Кижи» — в нашей фотогалерее.

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *