Культурные традиции – это высшая математика
18 декабря 2020 года в Доме прессы прошла торжественная церемония награждения победителей и лауреатов XVI Национального конкурса «Золотая Литера». Познакомьтесь с наиболее интересными проектами, которые были отмечены в рамках конкурса.
Культура – очень важный для общества институт. Она делает любую нацию более наполненной, самобытной, а иногда выступает в качестве «зеркала». Что же касается национальной культуры Беларуси, то здесь каждый регион, да что там, каждый район выделяется на фоне остальных. Она вобрала в себя множество составляющих из истории, фольклора и культуры соседних стран, выдав совершенно необычный микс. Именно об этом и повествует проект гродненской региональной газеты «Перспектива» под названием «Скарбы з куфэрка», удостоенный «Литерой» в номинации «Лучшие материалы культурной тематики». О том, что это за проект, рассказывает главный редактор газеты Тамара Леонидовна Рудак.
– Как появилась идея такого проекта?
– Вы знаете, гродненский район богат объектами культуры, которым был придан статус историко-культурного наследия. Например, одельская (Одельск – агрогородок в двух километрах от польской границы – прим. авт.) кухня внесена в список нематериального историко-культурного наследия. Мы захотели об этом рассказывать, потому что здесь много всего любопытного. Наш район ведь находится на стыке трех государств – Литва, Польша и Беларусь. Видно, что тут не только польское или белорусское – есть и литовское влияние где-то заметить можно. Вот, вроде бы район один, но у каждого поселка свой «куфэрак». Это сокровища, о которых надо помнить. Наша задача как журналистов – рассказать для нынешнего поколения о том, как жили их деды и прадеды. У нас есть много того, что стоило бы знать и помнить всем белорусам. Я мечтаю, что спустя какое-то время мы бы издали книгу со всеми этими традициями и «скарбами». Некогда Нил Семенович Гилевич собирал по всей Беларуси разные рассказы, легенды – и я не встречала у него публикаций о земле гродненского района, а она удивительная. О ней можно говорить и говорить без конца.
– Расскажите о каких-то наиболее интересных праздниках и традициях из проекта.
– Таких много, какие-то отдельные выделить сложно. Вот, например, в Индуре (агрогородок в 20 км от Гродно – прим. авт.) проходит праздник куклы. Собирали куклы со всего района и проводят выставку, рассказывают об историях этих кукол. В Сопоцкине, например, есть такое удивительное дело – местные жители занимаются росписью пасхальных яиц и делают это с помощью медной проволоки, гвоздя. В общем, у них своя технология. И там же есть музей яиц – Боже, как их там много! Еще есть музей архитектуры гродненского района – там представлены миниатюры разных архитектурных объектов района. И там же хранится удивительная скульптура Божьей Матери. Несколько раз сгорали дома, в которых она хранилась, а скульптура сохранялась всегда.
– Как долго разрабатывался проект?
– Мы год посвятили этому. Год ездили по району на разные праздники и рассказывали о них. Вот знаете еще, есть же разные праздники. Искусственные, такие как например «праздник мороженого» в Путришках. Ну ни о чем. Был и был. А есть такие, как «свята вяндліны» в городском поселке Коптёвка. И там тебе рассказывают, что издавна здесь жили евреи, которые коптили мясо. И они так умели готовить это мясо, что его нигде в округе не делали. И вот мы приехали на этот праздник, заглянули в корни – и рассказали. А в Одельске есть храм, которому по легенде 1000 лет – его предшественник ушел под землю, и говорят, что можно до сих пор слышать звон колоколов под землей. Одельск вообще удивительное место – там есть женщина, которая пекла пироги для всех невест гродненского района. Она умела так замесить тесто, знала, что приговаривать. Как там умеют готовить бабку, сыры. Если нам давали право, мы делились рецептом. Есть у нас в Сопоцкине мастерица, которая делает пончики для всего района. Я ела самые разные пончики, но такие вкусные с маком – никто не делает! Вот на сбор всей этой информации, обработку ушло много времени. Но мы и рады – ведь такой проект отличный получился!
– Сколько человек работало над проектом?
– Бывало по-разному. Я и сама писала, например, про одельскую кухню – мой материал. Есть у нас человек в редакции, который отвечает за культуру – это Ласман Инга, она написала большую часть публикаций. Ездили и другие журналисты газеты, поэтому это коллективный труд.
— Были ли какие-то трудности в подготовке? Может где-то отказывались вас принимать.
— Нет, это же культработники – они всегда открыты. У нас хорошие отношения, они всегда нас приглашают на свои мероприятия – мы ведь рассказываем об этом другим. Был даже азарт: найти «источник» традиций, или найти мастеров и мастериц, продолжающих традиции своих прапрабабушек, и с удовольствием они давали нам интервью. Пожилые люди поговорить, у них всегда найдется время на всех. Поэтому в целом никаких сложностей не было.
— А были какие-то курьезы в процессе работы над проектом?
— Бывали, конечно… В Одельске журналисту предложили участвовать в замесе теста. Человек далек от этого и не дружит с тестом. Ожидаемо, вышло не то, что надо. Как-то в Сопоцкине нам предложили расписать яйцо. Ну, сказать легко – расписать яйцо, вроде проблем нет. Но вышло что-то очень позорное (все это Тамара Леонидовна рассказывает со смехом – прим. авт.). Разное бывает. Периодически происходит такое, что ты не знаешь название какого-то народного предмета, не говоря уже о его предназначении. Чувствуешь себя не очень комфортно, потому что вроде бы стоило журналисту знать, а ты не знаешь. Лично у меня был такой случай, когда показывали, как раньше люди сплавляли лес и применяли небольшую лодку. И я вспоминаю, как меня посадили в этот «човен», дали в руки весло, и я налетела на корч – и выпала. Хоть там и неглубоко было, по пояс, я завопила: «Я утону в этой реке!». Вызвала смех у народа. В Поречье есть мастерица, которая ткёт ковры, рушники, и она набрала группу детей, которые тоже ткут. И у них это отлично получается! А я села за этот станок – и ничего. Как будто руки не оттуда растут. Во всем должна быть сноровка и терпение. Освоить мастерство сложно, современному человеку запомнить те узоры, как их размещать, под какую нитку шить, очень трудно. Для меня лично – это высшая математика.
Информация подготовлена по материалам mediana.by