Сатирическими залпами по врагу!

80 лет назад вышел № 1 агитплаката «Раздавім фашысцкую гадзіну»

В первые дни Великой Отечественной войны периодическая печать Беларуси оказалась в очень тяжелом положении. 24 июня 1941 г. в результате массированных бомбардировок белорусской столицы газетно-журнальная типография «Звязда» была практически полностью разрушена. Редакция покинула Минск, чтобы продолжить работу на полиграфической базе областных и районных типографий. Партийное руководство республики приняло решение организовать выпуск «Звязды» в Могилеве и «Советской Белоруссии» в Гомеле. Вскоре Звязда перебралась в Гомель из-за осадного положения Могилева. В эти дни появилось и новое издание, вызванное потребностями военного времени. 5 июля 1941 г. в гомельской типографии «Полеспечать» вышел первый номер агитационного плаката «Раздавім фашысцкую гадзіну».

Название газете предложил девятиклассник из Гомеля Виталий Букатый, который в первые дни войны нарисовал у входа в городской парк картину «Три советских силача». Виталий объяснил интересующимся полотном сотрудникам сатирического плаката, что трое силачей – воин, рабочий и крестьянин – «раздавят фашистскую гадину». Идея понравилась журналистам, тогда же был доработан заголовок газеты-плаката, а талантливому художнику предложили сотрудничать с сатирическим изданием.

До марта 1942 г. сатирический плакат публиковался на русском языке, затем – на белорусском. Над плакатом работали лучшие художники и писатели страны. Главным редактором был назначен Михаил Чаусский.

Чаусский Михаил Маркович (Моисей Моталевич, 1904–1984 гг.), уроженец Жлобинского района Гомельской области, начал свою трудовую деятельность в 1917 году наборщиком в типографии г. Жлобина. Служил в пограничных войсках (1926–1928 гг.), работал в газетах «Советская Белоруссия», «Звязда», минской районной газете «Шлях сацыялiзму», инструктором ЦК КПБ(б) (1932–1938 гг.). В 1934–1937 гг. заочно учился в Коммунистическом институте журналистики в Ленинграде. В 1938–1941 гг. был ответственным руководителем, главным редактором БелТА. В годы Великой Отечественной войны был главным редактором газеты-плаката «Раздавім фашысцкую гадзіну» (1941–1943 гг.), затем редактировал сатирическую газету-листовку Вилейского обкома «Партизанское слово» (1943 г., 9 выпусков).

Поначалу агитационный плакат публиковался нерегулярно. В июле 1941 г. вышло рекордное количество номеров – 13. В августе – 6, в сентябре – 3, в октябре – всего один. Позже при выпуске в Москве была установлена постоянная периодичность, агитационный плакат стал выходить 4 раза в месяц.

Издание «Раздавім фашысцкую гадзіну» в апреле 1942 г. было преобразовано в газету-плакат. Начиная с № 41 его объем был увеличен, что

позволило авторам использовать не только информационные, но и аналитические жанры, часто целые ленты или выпуски, посвященные одному событию. В июне 1942 г. название агитационного плаката «Раздавім фашысцкую гадзіну» изменило свой внешний вид. Прежний, растянутый на всю ширину страницы заголовок, стал более компактным и переместился в левую часть полосы. Газета-плакат выходила до мая 1945 г. Всего за время войны вышло 142 номера сатирического издания.

Перевод газеты-плаката в типографию газеты «Известия» положительно повлиял на его дизайн, рисунки обычно печатались в 3–4 цвета. Издание оформляли белорусские профессиональные художники З. Азгур, А. Шевченко, Б. Звиногродский, Д. Красильников. Виталий Букатый, талантливый художник-самоучка из Гомеля, также принял участие в выпуске первого номера, но его жизнь трагически оборвалась во время выполнения боевого задания. В агитплакате опубликованы произведения Я. Коласа, М. Танка, П. Панченко, А. Астрейко, К. Крапивы и других. В начале Великой Отечественной войны Кондрат Крапива работал в редакции газеты «Красноармейская правда», затем в редакции фронтовой газеты Западного фронта «За Савецкую Беларусь». С марта 1943 г. и до конца войны он был главным редактором иллюстрированной сатирической газеты-плаката «Раздавім фашысцкую гадзіну».

Издание в сатирической форме разоблачило преступления оккупантов на белорусской земле, заставляя читателей ненавидеть своих врагов и бороться с нацистской нечистью. В каждом номере, помимо литературных очерков и фельетонов, были сатирические рисунки и карикатуры на тему борьбы с фашизмом. В годы войны сатирическое издание получило широкую известность. В январе 1944 г. партизанская типография слуцкой газеты «Народны мсцівец» даже выпустила «двойник» газеты-плаката – первый номер иллюстрированной сатирической листовки «Раздавім фашысцкую гадзіну».

С первых выпусков сатирическое издание стало пользоваться огромной популярностью у читателей. Тематика публикаций была подобрана так, чтобы затронуть человека до глубины души, вызвать в нем справедливый гнев, возмущение, желание отомстить врагу за издевательства над мирными людьми. Сатира и юмор стали таким же эффективным средством борьбы с противником, как пули и снаряды. Враг, высмеивающийся с помощью сатирических средств, показанный в карикатурном виде, выглядел уже не таким непобедимым и страшным. В первых выпусках агитационного плаката, когда он еще печатался на русском языке, публицисты писали о крахе мифа о непобедимости немецких войск, захвативших почти всю Европу.

 
Материал целиком читайте в новом номере журнала «Журналист» 
0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *