Мастер-класc ПРОДУМЫВАТЬ ВСЕ ДО МЕЛОЧЕЙ

Лариса Алексеевна Гулякевич – тележурналист, комментатор, теле- и радио-ведущая, автор проектов о культуре.

 

       В профессию тележурналиста пришла не сразу и не просто. Не сразу – потому что после окончания филологического факультета (белорусский – русский языки и литература в Могилёвском пединституте), а не просто – потому что пришлось попробовать несколько профессий прежде, чем попасть на «Большое» телевидение. К счастью, так сложилось, что занималась всеми видами журналистского творчества. Когда училась в аспирантуре по театроведению в Белорусской государственной Академии искусств — писала рецензии на спектакли прямо с театральных фестивалей: в Гомеле на «Славянских встречах», в Бресте на «Белой веже» и многих других. На телевидении пришлось переучиваться. Ведь в статье ты живописно рассказываешь читателям то, чего они не видели. И чем доходчивей и красноречивей ты это объяснишь, тем отчётливее вырисовывается картина у читателя.

       У телевидения же есть мощный помощник — видеоряд, который телеоператор снимает под твоим чутким руководством. Тут сестрой твоих гениальных текстов должна быть — краткость.

       За 20 лет работы на телевидении мне посчастливилось быть новостным корреспондентом по теме «Культура. Международные связи», автором и телеведущей культурологических проектов, документальных фильмов, актуальных интервью: рубрика «Променад», программы «Галерея образов», «Мельница моды», теле-шоу «Кулинарная дипломатия»—  «интервью на кухне»  с дипломатами и послами разных стран. Попробовала и радио-сферу, как автор и ведущая в проектах «…О прекрасном с Ларисой Гулякевич» и «Джаз-кафе с Ларисой Гулякевич».

С удовольствием делюсь своими наработками и опытом в любимой профессии.

       Секрет хорошего интервью – раскрыть человека, «достать» из него правдивое, настоящее, порой – сокровенное. Задавая вопросы, нужно постараться точно попасть в сферу интересов интервьюируемого. А это – уже работа тонкого психолога. Нащупать тему, через призму которой герою интересно будет с тобой говорить. Но одной интуиции – мало! Нужно тщательно готовиться к интервью. Прочесть и просмотреть видео о человеке не только в интернете – в разных источниках (на то ты и журналист). Обратить внимание на тон ответов. Понять, на какие вопросы он отвечает с удовольствием, а на какие — не очень.

 

                  ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА

 

        Работая на кинофестивале «Листопад», я готовилась к интервью с Кареном Шахназаровым и Андреем Звягинцевым. Добросовестно изучив биографию кинорежиссёра, задала Андрею вопрос о якобы «потерянном времени», когда он три года работал дворником. Звягинцев удивил меня, ответив, что время было вовсе не потеряно, а наоборот. За этот период  вне профессии он систематизировал своё сознание и многое понял: как и что нужно делать в кино. 

( фото)

       К Карену Георгиевичу у меня особо тёплое отношение ещё с детства — прочла его повесть «Курьер» в журнале «Юность». Впечатлилась не только захватывающим сюжетом (который был позже экранизирован), но и маленькой фотографией в углу журнальной страницы молодого симпатичного автора. Исходя из этих подростковых эмоций, я и построила свои вопросы к известному уже режиссёру, сценаристу, продюсеру. Разговор получился  — доверительный… Между двумя людьми, которых объединяет нечто «личное».  А вот с Дмитрием Хворостовским получилось очень короткое интервью. Несмотря на свою открытость, на вопросы он отвечал сухо…  Зато обаял всех своей лучезарной улыбкой. Светлый был человек с мощной энергетикой.

( фото)

Интервью с Народным артистом России Виктором Сухоруковым – моя гордость! Открытый, харизматичный человек, прошедший в своё время тяжёлые испытания алкогольной зависимостью, победивший и переродившийся… В беседе расположила его владением темой. Затем тактично (это очень важно) затронули и тему временного забвения в профессии. В конце интервью он сказал: «Звёздная болезнь мне не грозит. Потому что тёмная сторона жизни уже была… Есть память! И память не позволяет мне залезть туда, откуда больно падать. Мы уже падали – хватит».

( фото)

       При общении с известными людьми важна даже не столько уверенность в себе, сколько самообладание. Не заискивать перед «звездой», а держаться «на равных». Тогда и разговор получается интересным, располагающим интервьюера не только к герою, главное – к  зрителю.

Я люблю своего зрителя, уважаю его.  И «быть на равных» со своей аудиторией – задача не простая. Во всём нужно чувство меры.

Не важно, это народные умельцы или народные артисты, иностранные дипломаты или чиновники, молодые люди или пенсионеры. Не нужно стараться выглядеть умнее других, будто ты знаешь то, чего другие не знают или не видели. Но и опускать планку нельзя! Ведь мы, журналисты, несём и просветительскую и образовательную миссию, как бы пафосно это не звучало, берём на себя ответственность за точность во всём. Не только фактов, информации, титров — за культурный уровень, что сейчас особенно важно.

        Важно выбрать правильный тон! И это — ещё один ключ к теле или радио-аудитории. Тон, голос, обязательно интонационно выстроенные фразы и правильная речь. Очень мощные рычаги в профессии журналиста и оратора, над которыми нужно много работать. Никакой гениальный текст с великолепным видео не будет иметь успеха, если за кадром будет слабый, неуверенный голос,  без интонационных штрихов, запятых и точек. Это в какой-то степени —  мастерство артиста. На актёрском факультете проходят курс сценической речи. Журналистам это тоже не помешало бы…

        По какому принципу строится сюжет? Я это делаю, невзирая на моду нововведений, придерживаясь классической схемы. И не журналистской, а общей. Она относится как к литературным рассказам, театральным пьесам, так и к музыкальным произведениям, малым и большим жанровым формам. А новостной сюжет, программа или документальный фильм   — чем не произведение? Всё «крутится» вокруг содержания  — интересного, захватывающего,  шокирующего сюжета. Наша новость — это и есть произведение с сюжетом. От этого и нужно «плясать».

       Первое — Завязка или Вступление. В новостном сюжете — это заявление самой Новости (что случилось, где и когда). Как правило — эта информация в подводке для диктора.  Второе — разработка темы (мелочи и частности, которые с этим сопряжены) Здесь очень эффектно  будет начать сюжет с лайфа, с истории героев, то есть с примеров из жизни. Тогда тема или проблема сразу становится близкой, понятной. Всегда выигрышно смотрятся дети, эмоциональные люди, яркие представители той или иной профессии. Работая с героями, очень важно «вытянуть» из них яркие слова и эмоции. Когда это получается спонтанно — большая удача! Но чаще людей нужно готовить, и это так же большой труд психолога.

       Итак, эмоционально убедили зрителя в проблеме, заявили тему, затем идёт — реприза, то есть расшифровка темы через другую призму, допустим, научных фактов, мнения специалистов в данной области. Рассматриваем проблему с разных сторон. Даём широкий срез темы. Таким образом, подводим к Кульминации самому пиковому моменту с неожиданным интервью или фактом. Затем – завершение! Подведение итогов, вывод — точка или восклицательный знак.

       В работе над телепроектами, фильмами, репортажами мне приходилось не просто продумывать контент, сценарий, но и как выглядеть, создавая образ и стиль программы, словом —  продумывать всё до мелочей!

       Даже, если у тебя большая команда, и у каждого свои функции, всё равно  держи всё «под контролем», «под крылом» и  «в своих руках». Ведь никто лучше тебя не уследит за мелочами, не решит — каким тебе быть в кадре и за кадром в широком смысле. От эмоции до внешнего вида. В этом — особенность авторских проектов, которые сам ведёшь и знаешь, чего хочешь!

       И твоя уверенность в себе —  это те продуманные мелочи, которые тебе не столько помогают, сколько позволяют сосредоточиться на главном.

 

                     ОДЕЖДА И ВНЕШНИЙ ВИД

 

Мне всегда придаёт уверенности в себе мой внешний вид. Всё имеет значение — аксессуары, причёска, макияж. Если я собираюсь на съёмки в дипломатическую среду, то и костюм выберу строгий, выдержанный, причёска простая — аккуратная, аксессуары — не броские, но дорогие. Это даёт возможность держаться соответственно, не привлекая лишнего внимания, но и не раздражая своих интервьюируемых.

Работая с мастерами по народному творчеству, подойдёт этно-стиль, с художниками — стиль-кэжуал с авторскими аксессуарами. Если заранее известны особенности интерьера, где будет съёмка, то можно продумать цветовые и стилистические сочетания в одежде с местом съемок. Это же Телевидение! И гармоничная «картина» здесь имеет большое значение, и чем тщательней я продумываю свой внешний вид, тем увереннее в себе, а это даёт возможность заниматься самой профессией на съёмках сюжета или интервью.

( фото)

 

                    РАБОТА НА СЪЁМКАХ НА КУЛЬТУРНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ:

            КОНЦЕРТАХ, ФЕСТИВАЛЯХ-КОНКУРСАХ, МОДНЫХ ПОКАЗАХ, ПРАЗДНИКАХ ГОРОДА

 

        Возьмём, к примеру, молодёжный фестиваль, конкурс или модный показ. Делишь съёмки на части: подготовка, выступление, закулисье, интервью, эмоции участников до и после конкурса или показа, не забыть  про организаторов и, конечно же, зрители («вишенка на торте»). Желательно дети, их эмоции и непосредственные ответы. Если не могут связать пару слов в одно предложение – подсказываю текст сама, выучиваем вместе (тут помогают навыки педагога). Как говорится, лучший экспромт — хорошо подготовленный! Мысль не новая, но я пользуюсь этим правилом постоянно, равно как и противоположным — вихрем налететь на «героя» с микрофоном в руке и задать вопрос, от которого он не сможет отвертеться. Такова уж работа репортёра! Зато и результат — эффектный и неподдельный (жаль только, что никто этих моих пируэтов закулисья не видит).

 

                 ЧТО НЕОБХОДИМО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ЖУРНАЛИСТУ

 

 Внутренняя культура, чувство меры, вкуса, обязательно – юмора; эрудированность и быстрота реакции. Без всего этого работа журналиста, на мой взгляд, не может быть интересной и содержательной. Кстати, об образовании журналиста скажу так: чем больше — тем лучше. Мне очень помогли в профессии, помимо всего остального, и музыкальная школа по классу фортепиано, и владение английским языком.

 Всем удачи!

 

 ——

 

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *