Черно-белая история Великой Отечественной

Вместе с солдатами на передовой находились фронтовые фотокорреспонденты. Их «лейки» не позволяли снимать издалека, и ради удачных кадров, когда «до смерти четыре шага», приходилось рисковать жизнью. Благодаря мужеству и преданности профессии военные репортеры сумели запечатлеть ту страшную эпоху для нас, потомков. Среди них был и белтовец Александр Дитлов, которому 26 марта исполнилось бы 110 лет. Лучшие его работы — документы большой эмоциональной силы. Накануне юбилея его дочь Ольга Дитлова передала в дар музею истории Великой Отечественной войны 50 фотоснимков из семейного архива. Сделанные в период освобождения Беларуси, они показывают разрушенный Минск, возвращение беженцев в родные места, восстановление хозяйства.

Пишущий и снимающий

«Действительная ценность фотографии в том, что она идет вслед за человеком. Это память, летопись. И важно, что ты для этой летописи что-то сделал», — так отзывался сам автор о своей деятельности.

Александр Сергеевич родился в Санкт-Петербурге в дворянской семье. До Великой Отечественной работал фотокором в газете «Рыбинская правда» в Ярославской области. В июле 1941-го ушел на фронт, воевал в 37-й гвардейской Речицкой стрелковой дивизии начальником полевой химической лаборатории отдельной роты химической защиты. Также делал фотоснимки, писал заметки и отправлял все в разные газеты. Его талант оценили и в 1943 году предложили стать военным корреспондентом Фотохроники ТАСС. Он стал свидетелем освобождения Беларуси, Польши, боев в Германии. В 1944-м гвардии старшего лейтенанта Дитлова наградили орденом Красной Звезды. Победу молодой офицер встретил в Берлине. После войны работал корреспондентом Фотохроники ТАСС по Калининградской области и Беларуси, затем в БЕЛТА. Один из первых председателей Белорусского союза журналистов. «Самый пишущий среди снимающих и самый снимающий среди пишущих», — так говорили о нем.

Снимки, хранящиеся теперь в музее, воссоздают неповторимые сюжеты тех далеких событий и образы их участников. Среди таких свидетельств эпохи, к примеру, знаменитая фотография Дитлова, вдохновившая литератора Самуила Маршака на стихотворение «Тигр и козленок».

Возвращение на свои пепелища

В постоянной экспозиции музея, посвященной освобождению Беларуси, есть групповая фотография воинов знаменитого 2-го гвардейского мотоциклетного Ярцевского полка 3-го Белорусского фронта, отличившегося в боях под Витебском при освобождении Беларуси в 1944-м.

«С этим снимком ярцевцев связана интересная история, — рассказал ведущий научный сотрудник музея Эдуард Герасименок. — На фото среди бойцов есть пулеметчик Николай Кочанов. Его родители получили на сына похоронку и до конца войны не знали, что он живой. На братской могиле недалеко от Барановичей долгие годы на памятнике была высечена его фамилия».

Юноши и девушки, которые пришли на выставку, внимательно рассматривали уникальные черно-белые свидетельства огненного лихолетья.

…Стальные каски, сброшенные горкой под Толочином, напоминают знаменитую картину Василия Верещагина «Апофеоз войны». Панорама разрушенного Минска. Партизанский парад 16 июля 1944 года. Пожилая женщина в освобожденном Могилеве, горюющая на развалинах своего дома. Дети-беспризорники. Фото «Окончательная позиция гитлеровца»: оккупант распластался на краю окопа, найдя свое последнее пристанище на белорусской земле. С другого снимка на нас смотрит пожилой изможденный человек. «Это Мартынов, ему всего лишь 29 лет. После нацистских лагерей цветущий мужчина превратился в старика, — поясняет гид. — А вот «Возвращение местных жителей на свои пепелища». Снимок очень натурально предает эмоции. И даже несмотря на то горе, которое пережили, на лицах — проблески радости и надежды. Война закончилась, а значит, теперь будет другая, счастливая мирная жизнь».

Снимок размером со спичечный коробок

Посетители выставки поинтересовались у дочери знаменитого фотографа, зачем он снимал совсем малюсенькие фотографии во время войны. «Солдаты приходили и просили: ну щелкни меня, чтобы я потом снимок домой послал, чтобы видели: живой, руки-ноги целы. И он ночью при свете костра печатал с негативов фото размером со спичечный коробок. И люди радовались этому бесценному снимку», — пояснила Ольга Дитлова.

На встречу в музей она принесла с собой фотографии 1946 года, на которых изображены родители за год до свадьбы. Молодые, красивые, маме еще 19 нет. «Смотрю на них и вижу людей, которые ценили каждый день и радовались, что после ужаса наконец-то наступил мир. Они по-настоящему любили жизнь и относились к ней так, как должно. После страшных военных историй папа начал часто снимать любимую женщину. Многое в жизни человек способен вынести на своих плечах», — говорит Ольга Дитлова.

Многие снимки Александра Дитлова вошли в историю и составляют золотой фонд отечественной фотографии.

 

Елена Николаева.

Фото Александра Дитлова предоставлены БелТА.

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *