Чтобы идти в ногу со временем

О тенденциях развития белорусской региональной журналистики, проблемах и решениях в современных условиях рассказывает первый заместитель министра информации Андрей Михайлович Кунцевич.

 

— Андрей Михайлович, идея «переформатирования» нашей прессы родилась, конечно же, не на пустом месте. Время стремительно меняет медиаландшафт, появляются новые пути к сердцам читателей и зрителей, меняются инструменты, с помощью которых информация доносится до аудитории. В этой ситуации в журналистской среде уже несколько лет идет обсуждение того, какие, скажем так, организационные формы нашей работы дадут наибольший эффект. Именно на это направлены структурные изменения, начатые в белорусском медиапространстве?

— Давайте начнем вот с чего. Сегодня, несмотря на некоторое снижение в силу объективных причин тиражей печатных СМИ в регионах, совокупный тираж областных и районных газет занимает весьма серьезное место в нашем республиканском медиаландшафте. Согласитесь, более 700 тысяч экземпляров – это весьма солидная, если можно так выразиться, информационная площадка, огромная читательская аудитория. Если с одной газетой знакомятся три-четыре человека, — это значит, что ее информацию получили более двух миллионов, почти половина взрослого населения страны.

Понятно, что Министерству информации в первую очередь необходимо в этой ситуации решать задачу повышения качества работы региональных СМИ. С этой целью запланировано до 1 августа завершить разработку рейтинговой системы, которая позволит оценивать эффективность деятельности медиа в разрезе каждой области. Для этого предполагается использовать несколько критериев.

Во-первых, скажем так, охват населения. Это значит, на какое количество человек приходится один экземпляр издания, т.е. распространение в регионе печатной версии.

Во-вторых, будут оценены ресурсы в интернете, их продвижение. Планируется оцифровать эффективность  работы сайта газеты, активность в социальных сетях, телеграм-каналах.

Отдельные показатели будут касаться наличия в газете аналитических, проблемных и критических материалов.

Нельзя обойти вниманием газетную верстку и дизайн издания. Хочу заметить, что в этой системе оценок нет финансово-экономических показателей. Это принципиальная позиция министерства, поскольку мы считаем, что сегодня на первый план должна выходить информационно-идеологическая составляющая.

Почему акцент делается на аналитические материалы? В ряде региональных изданий отмечается явный дисбаланс с креном в информационные жанры в ущерб аналитике и публицистике. Что касается проблемных и критических материалов, то в отдельных газетах Витебской и Могилевской областей они сведены к нулю. Вот результаты анализа по первому кварталу этого года. В четырех районных газетах Витебской области вообще нет критических материалов, а в Могилевской – в девяти. Никто не ратует за критиканство. Но нельзя оставлять проблемную повестку на откуп негосударственных информационных площадок. А главное – эти публикации дают возможность исправлять допущенные ошибки, двигаться вперед, позволяют наладить реальную обратную связь с жителями региона и укрепить тем самым уровень доверия к местным органах власти.

Как я уже отмечал, до 1 августа предполагается «проранжировать» региональные газеты, и по тем изданиям, которые окажутся в конце, будут приниматься решения по модернизации. При этом хочу подчеркнуть, что структурные изменения – не самоцель. Они должны работать на повышение эффективности журналистской работы, увеличение аудитории наших медиа.

 

— В любой отрасли, начиная реформирование, вначале разрабатывают проект, по которому в дальнейшем и будет идти «строительство». Есть ли на сегодня какая-то «схема» медиахолдинга, например, для региональной или корпоративной прессы? Или же это «свободное творчество» на местах?

— Мы уже говорили о том, что идея перехода к медиахолдингу была подсказана самой жизнью. Новые структуры позволят нам более эффективно использовать кадровые, организационные и финансовые ресурсы. Конечный результат – более качественный информационный продукт.

А теперь о «схемах». Сегодня обсуждаются, а где-то уже и реализуются, 3 варианта медиахолдинга.

Первый предполагает в качестве лидера, если хотите, центра – областную газету, в редакцию которой входят корреспондентские пункты, созданные на базе районных газет, вошедших в этот медиаходинг. Подобная «схема» уже несколько лет отрабатывается в Минской области. «Минская правда» под своим крылом объединила три газеты: «Прысталічча» (Минский район), Дзержинскую «Узвышша» и Узденскую «Чырвоную зорку».

При этом хочу подчеркнуть одну особенность. На основе прежних районных газет созданы – назовем их так – своеобразные корреспондентские пункты из числа их бывших творческих сотрудников. Именно они работают над контентом для районной газеты, которая продолжает выходить как отдельное издание. И это очень важный момент. Многие переживают, что их газета может превратиться в какую-то тематическую страницу или приложение к областному изданию. Это принципиальный вопрос: читатель продолжает получать свою любимую газету, но сделанную уже на более высоком уровне. И с точки зрения содержания, поскольку над ним работают и корпункт, и редакция областной газеты. И с точки зрения оформления, так как появляются новые технические и дизайнерские решения.

Похожий алгоритм планируется реализовать до конца года на базе областной газеты «Витебские вести». Подготовительная работа уже идет.

Вариант номер два. В этом случае медиахолдинг создается с участием городской газеты и газеты близлежащего района. В качестве примера можно назвать объединение «Брестского вестника» и районной «Зари над Бугом». Подобный алгоритм отрабатывается и в Бобруйске: «Бабруйскае жыццё» и «Трыбуна працы» планируют стать единой редакцией.

Есть и такой формат, когда объединяются региональная газета и местное телевидение. Такая схема сейчас реализуется в Лиде: здесь создана «ЛидаМедиакомпания». А с недавних пор медиахолдинг, объединяющий газету, интернет-портал и телевидение, заработал в Шклове. Называется он «Шкловинфо». Речь идет о модернизации системы региональных СМИ Пинска.

Хочу отметить, что в повестке дня нет задачи повального объединения кого-либо с кем-либо. Главный критерий  при принятии решения – повышение эффективности работы СМИ. Если издание – даже в небольшом районе – выдает «на гора» добротный информационный продукт, имеет широкий охват населения по подписке, значительную интернет-аудиторию, активно работает в социальных сетях, нет смысла что-то там менять.

И третий вариант, Примеров по нему еще нет, но определенные перспективы, на мой взгляд, имеются. Это так называемый «кустовой принцип», когда в медиахолдинг объединяются несколько газет соседних районов. Его практиковали в свое время ряд негосударственных медиапроектов. При определенной заинтересованности учредителей, местных органов власти, эта схема может быть реализована.

 

— В свое время на заседании секретариата Белорусского союза журналистов, в нашем журнале об опыте создания медиахолдинга рассказывала генеральный директор УП «Информационное агентство «Минская правда» Лариса Михайловна Коршун. Мы знаем работу республиканских, по сути, медиакорпораций «Беларусь сегодня», «Звязда», «БелТА»… У каждого холдинга есть свои особенности, но основной опыт развития может быть взят для новых, в частности, региональных, медиаструктур? На что ориентироваться новичкам, и к чему стремиться?

— Что показал опыт «Минской правды»? Посмотрите, как изменились тиражи газет с 1 января 2020г. по 1 января 2022г. Узденская газета «Узвышша» увеличила тираж на 170 процентов. Серьезно прибавила и сама «Минская правда» — 150 процентов. И две другие газеты имеют динамику роста. Это говорит о том, что люди, как минимум, восприняли такой формат.

Я бы остановился и еще на одном важном моменте. Сегодня возможности медиахолдинга, к примеру, областного, в части продвижения своего газетного (и не только) продукта – более широкие, чем у редакции районной газеты. Это и выход на крупные сети распространителей, и внимание областных структур.

 

— Андрей Михайлович, есть пословица о том, что «гладко было на бумаге…». Какие «подводные камни» видятся на этом пути? Некоторые коллеги говорят о том, что это реформирование требует на первых порах серьезных материальных затрат, а в регионах с финансами есть проблемы.

— Структурные изменения, реформирование, конечно же, потребуют некоторой финансовой поддержки. Это задача учредителей, в первую очередь, и, конечно, редакций медиахолдигнгов.

О «подводных камнях». Мне приходилось слышать опасения, что журналисты районок могут остаться без работы. Поверьте, если это квалифицированные журналисты, готовые работать в новых условиях, выдавать качественный информационный продукт, то они обязательно займут свое место в новой структуре. Хотя не исключено, что некоторые сотрудники районок окажутся не готовы работать в таком режиме, в новом темпе…

Важный момент – позиция руководства органов власти. Сегодня еще встречается местечковое отношение к информационному ресурсу. Но оно не должно влиять на принятие управленческих решений. Оценивать эффективность новых структур необходимо не по количеству публикаций фото руководителей районной власти, а по реальному авторитету и уровню доверия газете со стороны жителей региона.

— На какую и чью помощь могут рассчитывать в регионах в этих непростых структурных изменениях? Мы уже говорили о финансах. Есть вопросы, связанные с техническим обеспечением. Последнее, кстати, потребует подготовку и переподготовку журналистов, которые будут работать с этой техникой…

— Это очень актуальная тема. По нашим данным, если посмотреть в разрезе областей на образовательный уровень и наличие именно профессионального журналистского образования, то ситуация среди сотрудников региональных СМИ весьма разная. К примеру, в редакциях газет Минской области журналистское образование имеют почти восемьдесят процентов состава. Это, на мой взгляд, и предопределяет достаточно высокий уровень изданий. При этом в Витебской области этот показатель – всего сорок пять процентов, Брестской – сорок три, Могилевской  – и того меньше: всего сорок. Понятно, что хорошим журналистом может стать и человек с непрофильным образованием. Но ведь важно помочь ему в этом. Тем более, в нынешней ситуации, когда журналисту приходится быть мастером на все руки. На факультете журналистики БГУ действуют курсы повышения квалификации. Их программа достаточно обширна. Начиная с компетенций главного редактора и заканчивая вопросами фотожурналистики, верстки, интернет-ресурсов… Если мы желаем идти в ногу со временем, соответствовать нынешним трендам развития, надо заниматься этим вплотную: так, как это делают в Лельчицкой редакции: за последние годы здесь повысили квалификацию семь человек!

В этом плане работает и Мининформ. В прошлом году мы провели три крупных образовательных медиафорума. При этом упор делался на работу интернет-ресурсов, социальных сетей, молодых журналистов. Программы этих форумов были максимально практикоориентированы. В этом году эта работа будет продолжена. Рассчитываем в июле провести второй национальный медиафорум на базе Витебской области.

 

— И чтобы расставить точки над «і». Работа по созданию региональных медиахолдингов идет. По сути, они уже действуют в каждой области, есть прекрасные примеры. И дальше – это для имеющихся скептиков – их будет больше, остановки не предвидится?

— Повторюсь: вся эта «история» с медиахолдингами затевалась не ради галочки, в угоду каким-то модным трендам. Компанейщины тут не будет. Задача определена: повышение эффективности журналистской работы. И мы ее решим.

Беседу вел

Сергей Сверкунов.

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *