Пресс-конференция на тему: «Контрольная деятельность налоговых органов Республики Беларусь: минимум вмешательства – максимум эффекта»
11 ноября 2016 г. в Пресс-центре Дома прессы состоялась пресс-конференция на тему: «Контрольная деятельность налоговых органов Республики Беларусь: минимум вмешательства – максимум эффекта».
Участие приняли:
• Потеев Николай Валерьевич – начальник главного управления организации контрольной деятельности Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь;
• Махтадуй Михаил Олегович – начальник управления организации проверок и контроля сети Интернет Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь;
• Шкут Сергей Петрович – начальник отдела информационно-разъяснительной работы – пресс-секретарь Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
По словам Н.В. Потеева, в настоящее время приоритетной задачей налоговых органов является обеспечение контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов в бюджет не фискальными мерами, а за счет повышения налоговой дисциплины и грамотности плательщиков, предупредительного характера контрольной деятельности и перехода к использованию профилактических мер, направленных на предотвращение правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности.
Министерством по налогам и сборам развивается концепция дистанционного налогового контроля, основанного на расширении взаимодействия с плательщиками в электронном виде, предотвращении правонарушений и предоставлении плательщику права на добровольное исполнение налоговых обязательств.
Николай Валерьевич рассказал, что за 2008 год налоговыми органами было проведено свыше 78 тыс. проверок, за 2015 – около 20 тыс., а за 9 месяцев 2016 года количество плановых и внеплановых проверок действующих субъектов хозяйствования составило чуть более 13 тыс.
Одновременно принятые меры, направленные на снижение проверочной нагрузки на субъекты хозяйствования, повысили эффект от проведения контрольных мероприятий: если в 2008 году нарушения устанавливались в 78% проведенных проверок, то в последние годы этот показатель составляет более 97%, что свидетельствует о целенаправленном подходе к выбору субъектов проверок.
Наряду со снижением количества проверок доначисления на 1 плановую проверку организации за 9 месяцев 2016 года увеличились почти в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2015 года и составили боле 40 тысяч рублей.
Такая высокая результативность связана с тем, что налоговые органы совершенствуют методы и механизмы выбора объектов для проведения контрольных мероприятий.
По словам Николая Валерьевича, приоритетным направлением контрольной деятельности в настоящее время является проведение камерального контроля. Данная форма позволяет, основываясь на имеющихся в распоряжении налогового органа данных и сведений, представляемых плательщиком, без вмешательства в его текущую деятельность, осуществлять эффективный контроль за полнотой уплаты налогов. Так, поступления в бюджет по результатам камерального контроля в 2016 году возросли в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2015 года и составили 61% от общей суммы поступлений от проведения контрольных мероприятий. В 2015 году данный показатель составлял всего лишь 37%.
Актуальность использования камерального контроля возросла с 1 июля текущего года с учетом внедрения электронных счетов-фактур по НДС.
Одной из форм контроля, альтернативной проверке и ориентированной на профилактику и упреждение правонарушений, стал мониторинг, целью которого является не наказание, а помощь субъекту хозяйствования. За 9 месяцев 2016 года по результатам мониторинга обеспечено поступление в бюджет 4,6 млн. рублей.
Как показывает практика контрольной деятельности, большинство выявляемых налоговыми органами нарушений основываются на преднамеренно используемых схемах ухода от налогообложения, в том числе с использованием лжепредпринимательских структур.
Николай Валерьевич напомнил также, что на налоговом учете состоит 3 271 346 плательщиков (из них 418 997 субъектов хозяйствования – 180 656 организаций и 238 341 индивидуальный предприниматель, и 2 852 349 физических лиц).
По словам М.О. Махтадуя, анализ выявляемых налоговых нарушений показывает, что в основе большинства схем лежат мнимые сделки с так называемыми «лжепредпринимательскими» структурами. Таким образом, на протяжении ряда лет постоянным направлением в деятельности налоговых органов является своевременное (на ранней стадии) выявление и пресечение деятельности таких структур.
Так, Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь согласно Указу Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» создан и с 2013 года ведется реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. По состоянию на 1 ноября 2016 года Министерством в реестр внесена информация о более 7 000 организациях и индивидуальных предпринимателях.
В целях своевременного выявления и пресечения функционирования субъектов хозяйствования, в деятельности которых установлены признаки неблагонадежности, в налоговых органах организована работа комиссий по контролю за деятельностью субъектов как на стадии постановки их на учет, так и в дальнейшем при осуществлении деятельности. Так, за первое полугодие 2016 года налоговыми органами на заседаниях комиссий рассмотрена деятельность порядка 5,5 тыс. организаций и индивидуальных предпринимателей. Признаки повышенного риска совершения правонарушений в экономической сфере выявлены у 1 200 субъектов хозяйствования.
Вышеназваный Указ также содержит требования о принятии субъектом предпринимательства внутренних мер самоконтроля законности и правильности оформления совершаемых финансовых и хозяйственных операций.
Михаил Олегович рассказал, что только за 9 месяцев 2016 года сумма добровольно уплаченных налогов по результатам выполнения плательщиками направленных налоговыми органами рекомендаций составила 628,8 тыс. рублей.
Если же нарушения добровольно не устранены – в отношении плательщика может быть назначена внеплановая проверка.
Так, только за 9 месяцев текущего года налоговыми органами проведено более 600 проверок организаций и индивидуальных предпринимателей, оформлявших сделки с субъектами, включенными в Реестр. Нарушения выявлены во всех случаях. К административной ответственности привлечено 277 должностных лиц, сумма штрафов составила 88,7 тыс. рублей. Материалы проверок в отношении 224 субъектов предпринимательской деятельности направлены в правоохранительные органы, возбуждено 17 уголовных дел.
Кроме того, в отношении 2,5 тыс. физических лиц, которые осуществляли деятельность, но у налоговых органов отсутствуют доказательства направленности на систематическое получение дохода, вынесены уведомления-предупреждения об ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации.
Михаил Олегович также отметил, что организуя контрольную работу, налоговые органы акцентируют внимание на процессах, происходящих в экономике, а также на внедряемых нововведениях. На первый план выходит использование дистанционного контроля за деятельностью плательщиков. Формы такого контроля в дальнейшем будут только расширятся.