Ее называют белорусской Джоан Роулинг
Писательницу Ирину Токареву называют белорусской Джоан Роулинг, а ее внука — нашим Гарри Поттером. Почему — выяснила корреспондент агентства «Минск-Новости».
Как-то на своей страничке в соцсети Ирина Токарева написала: «Сегодня подумала, что именно благодаря моему внуку Тиму стала писательницей. Ведь он — главный герой серий книг «Приключения» и «Сказки для вундеркиндов». Первая книга «Калитка, или Чудесные превращения Тима в лесу» посвящена дням, проведенным вместе с мальчиком на даче. Ирина Александровна вспоминает: внук с пятилетнего возраста очень любил слушать рассказы про животных, особенно нравились энциклопедии. Тогда и пришла мысль превратить познавательные статьи в занимательные и полезные истории для детей. Тем более что опыт писательского мастерства у Ирина Токаревой богатый: за 35 лет работы учителем начальных классов она написала огромное количество стихов, сценариев для КВН, школьных спектаклей, мюзиклов. Все они получались, как признается писательница, уморительно смешными.
Правда, рукопись первой книги пролежала дома больше года. Но история с превращениями мальчика во время прогулки по лесу в различных животных настолько понравилась самому герою, что Ирина Александровна решилась отдать ее в издательство. Книгу юные читатели встретили на ура. Следом вышли «Волшебные мастерские, или Приключения Тима в Дудутках», «Беловежская пуща, или Тим в гостях у Деда Мороза». Таким образом родилась серия книг «Сказки для вундеркиндов».
Не сказкой единой
Творчество Ирины Токаревой не ограничивается сказками. Работая в школе, окончила курсы и параллельно преподавала православную культуру. Сейчас пишет и для Белорусского Экзархата про путешествия по Святой земле, про Собор белорусских святых, Иерусалимские рассказы. Кстати, последние очень популярны в России.
Из-под пера Токаревой выходят книжки для ассоциации «Конкурс» (их вручают победителям предметных конкурсов «Кенгуру», «Буслік», «Колосок» и других). К примеру, интерактивная книга «Приключения Анфисы Котиковой в математическом доме». Повествование основано на программе начальной школы, здесь присутствуют все правила, но рассказаны они с долей юмора и иронии. Информация изложена так, что запоминается сразу. Подобные книжки написаны по всем предметам начальной школы.
Еще одна серия посвящена детскому детективу. Между прочим, книга «Приключения сыщика Хомса и доктора Сладсона» была выдвинута на Национальную премию как лучшая книга для детей. Сейчас готовится к выходу четвертый по счету детектив.
Всё дело в нас самих
«Мой ребенок не хочет читать!» — довольно распространенная жалоба современных родителей. Нынешние школьники просто жить не могут без социальных сетей и смартфонов, а вот без чтения (вне школьной программы) многие прекрасно обходятся. Современный ребенок другой, значит, к нему должен быть определенный подход.
— Ирина Александровна, каким языком надо разговаривать с детьми, чтобы им было интересно?
— Речь должна быть грамотной, немного классической и одновременно современной. Нельзя допускать в тексте сленга, упрощений, но при этом даже о самых сложных вещах следует говорить понятным языком. В детской книжке я пишу о том, о чем сама бы хотела прочесть. Нужны динамичный текст без нудных описательных образов, потрясающие иллюстрации. К слову, со мной работают шесть художников и у всех разные стили — от мультяшного до комиксов.
— Можно ли вернуть детей к чтению?
— Через личный пример взрослых, потому как любовь к книгам зависит от нас самих. Два раза в неделю хожу в школы, гимназии, часто встречаюсь с родителями на собраниях, в библиотеках. После таких встреч начинается настоящий ажиотаж: книги раскупают, за ними даже очередь. Кстати, некоторые включены в программу 3-го класса и переводятся на белорусский язык. Знаете, как ко мне обращаются дети? Дорогая Ирина Токарева. Думаю, потому, что разговариваю с ними на одном языке. Они принимают меня за свою.
— С чего начать родителям?
— Читать самим: чем больше вы будете получать удовольствия от книг, чем чаще обсуждать их в семье, тем больше вероятность, что ребенок повторит за вами. Посещайте выставки, приходите на встречи с детскими писателями. Читайте книги вместе с детьми, а после обсуждайте прочитанное — это прекрасный способ не только увлечь чтением, но и пообщаться с ребенком.
— Может быть, стоит изучение детских книг вводить в учебную программу для будущих учителей?
— Год назад в педагогическом университете книгу «Приключения Анфисы Котиковой в математическом доме» студенты изучили вдоль и поперек. После чего мне сказали, что пригласят на открытый урок. Жду до сих пор…
Каждая детская книга Ирины Токаревой —интерактивное путешествие в мир игры и логики, знакомство с жизнью людей в Древнем Египте и погружение в тайны Мирского замка, первая встреча с банковской системой и изучение привычек животных.
Фото Сергея Пожоги